ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

"Литературная газета" №33
10.08.2005

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

17 августа отмечает свой 70-й день рождения художественный руководитель Московского Художественного театра имени А.П. Чехова и Театра-студии, который в народе именуют "Табакеркой", – народный артист СССР Олег Табаков.

Надеюсь, читатели "ЛГ" извинят меня за то, что я несколько переиначил название фильма, в котором недавно снимался. Потому что вышло именно так – с ранних лет мой знаменитый земляк, саратовец Олег Павлович Табаков был предчувствием многого в моей жизни. Даже так скажу: не случись теперь уже много лет назад встречи юного студента Саратовского театрального училища с маститым актером, ректором Школы-студии МХАТ, наверное, кто-то другой говорил бы в преддверии его семидесятилетия добрые слова.

Страшно даже думать: кем бы я был без Табакова. Говорить публично теплые слова всегда стесняюсь. Я его просто очень люблю. С годами мой юношеский максимализм как-то гаснет, и я просто очень скучаю по нему. В последнее время из-за съемок мы не так часто видимся. Я всегда ощущаю его какой-то глыбой. И до сих пор не могу понять: как он, популярнейший и востребованный актер, в 39 лет решил круто изменить свою жизнь – нашел ребят и посвятил им себя. Сейчас мне почти столько же лет, но решиться на подобное я не могу. Мне не хочется заниматься детьми, я – эгоист, хочу сниматься в кино, играть в театре. И уж никак после спектакля мне не хочется репетировать, не хочу это делать, я устаю. А он приезжал в подвал после своего спектакля и репетировал с нами до часу ночи...

Может, он производил некий взаимообмен и по закону сообщающихся сосудов подпитывал своей бешеной энергетикой нас, получая, в свою очередь, от своих учеников тоже что-то подобное? Олег Павлович – человек избыточный, ему все время надо с кем-то поделиться. И с молодыми в первую очередь. Увы, талант нельзя передать даже по наследству, но отдать его частичку ученикам, надеюсь, можно. И нужно.

Я, как и весь, не побоюсь этих слов, советский народ, восторгался киноработами Табакова. Но решил показаться ему и – тогда об этом страшно было даже подумать – стать его учеником только после одной телевизионной передачи. Показывали занятия с его курсом в том самом подвале, теперь очень знаменитом. И я поехал в Москву, потому что для себя уже решил: после Саратовского театрального – только в Школу-студию МХАТ, к Табакову. Благодаря решению Олега Павловича был принят сразу на второй курс.

Почему-то многие считают: мне помогло то, что я родом из Саратова. К сожалению, не помогло, хотя я по молодости на это сильно рассчитывал. Тем более что, в отличие от многих своих именитых коллег, Табаков никогда не забывает о своей малой родине. И если некоторые бывшие провинциалы делают вид, что родились на улице Горького, Табаков своим саратовским происхождением гордится. Нам предстоит в сентябре играть в родном городе "Обыкновенную историю". Я не часто играю с Мастером – были у нас еще общие вампиловские "Анекдоты". Но выходить с ним на одну сцену – всегда радость, всегда счастье.

Для меня он очень родной человек. С первых часов общения этот замес – он ведь со студентами почти по-семейному, не только как педагог общается – сильно сказывается. И поэтому и я, и Володя Машков уверены: он нас в обиду не даст. Как родитель, будет защищать до конца. Когда в начале прошлого года умер мой отец, Олег Павлович был одним из первых, к кому я пришел со своим горем. Тем более, что папу моего он знал. Посидели, вместе поплакали... Я благодарен судьбе за особую связь между нами. Связь на каком-то особом уровне. Слава Богу, что она есть.

У него много детей и внуков – имею в виду его учеников, выпускников Школы-студии. Он не нуждается в нашей опеке. Но не одному мне легче жить, зная, что есть на свете Олег Павлович Табаков.

Он встречает свой юбилей в работе. Скоро открытие нового – для него уже шестого – сезона в Художественном театре, из титула которого он смело убрал привычное слово "академический". Уверен: сейчас идет золотой век МХТ. Как бы ни критиковали его художественного руководителя за некоторые спектакли, за приглашение эпатажных режиссеров, за то, что театр зарабатывает на жизнь. Интуиция Табакова позволяет стягивать в Камергерский лучшие молодые силы, которые получают из его рук шанс показать себя в этом удивительном коллективе с великими именами. Он поистине великий организатор. МХТ иногда называют супермаркетом, где есть все на любой вкус – но это, безусловно, связано со временем. Потому что особого отношения к первому театру страны со стороны государства нет. И он не имеет возможности ставить некие эксклюзивные спектакли в духе, к примеру, "Комеди Франсез". Приходится, к сожалению, идти в ногу со временем, поспевать за ним.

Олег Павлович – великий артист. Это общеизвестный факт. И жалко, что после "Комнаты смеха" у него не было работы, равной масштабу его таланта и личности. В том спектакле он содрал с себя кожу. Роль, знаю, нелегко ему далась, она потребовала невероятной самоотдачи. Это был случай, когда не надо было смешить народ. А он ведь по натуре артист-праздник. Зритель привык к тому, что ему весело в зале, когда на сцене Табаков...

Так что дай Бог Олегу Павловичу новых ролей, удач во всех его начинаниях, здоровья ему и его близким! С днем рождения!