ОТКАЗАЛСЯ ОТ МАСТЕРА В ПОЛЬЗУ ЧАЙКОВСКОГО

Газета "Известия" – Саратов №47
17.06.2004
Елена Груева

— Для человека очень важна память, на ней все строится, – убежден Евгений Миронов. – Она не должна быть такой короткой. Был на могиле моего учителя Валентины Александровны Ермаковой. Там не укреплена оградка. А мне бы хотелось, чтобы на стене у входа в театр драмы имени Слонова появилась памятная доска: "Здесь работала народная артистка СССР Валентина Ермакова". Я рад, что саратовский ТЮЗ так увековечил память великой Зои Спириной. Мне стало известно, что саратовским отделением Союза театральных деятелей планируется выпуск книги о Валентине Александровне Ермаковой. Я с удовольствием приму участие и постараюсь найти на это деньги.

Вчера на театральном факультете Саратовской консерватории я встречался с педагогами и студентами. Мне было приятно, что я не увидел ни одного случайного лица. И лица все красивые, умные. Но меня шокировало аварийное состояние, в котором находится здание факультета. Буду содействовать скорейшему ремонту. Так непривычно называть факультетом. Привык – училище имени Слонова. А теперь – факультет.

— Вы помните свои первые впечатления от первого спектакля в студенческие годы?

— Да, конечно. Было очень ответственно играть на одной сцене со своим педагогом, и я страшно волновался. Кстати, тогда произошла смешная история. Спектакль был назначен на мой день рождения. И я думал-гадал, как же мне об этом намекнуть педагогу? Мол, работаю-пашу, а сегодня мой праздник. И вот сел на лавочку, скорчил обиженную физиономию, идет Валентина Александровна. "Чего скуксился"? – спрашивает. – "День рождения у меня". – "Подумаешь, у меня тоже сегодня день рождения". Так я узнал, что мы с моим учителем родились в один день.

— На этот раз Вы приехали в Саратов, чтобы выйти на сцену в роли Лопахина в "Вишневом саде". Расскажите о Ваших впечатлениях от этой работы.

— Я благодарен судьбе за встречу с уникальным режиссером Някрошюсом. Я очень сильно по нему скучаю. Встречи с такими людьми в жизни бывают очень редко. И чем больше проходит времени, тем чаще я вспоминаю те два месяца работы с режиссером. Это ведь не просто "Вишневый сад". Этой пьесой Антон Павлович дал курс бурной фантазии Някрошюса. Ведь почему спектакль такой длинный (он идет пять с половиной часов – Авт.)? Да просто Някрошюс очень много увидел в пьесе "Вишневый сад". А режиссеры – они такие люди, им жалко прятать свои открытия. Рождается произведение тяжело, в муках. Это нам кажется: ах, Моцарт! Да ничего подобного. Это весьма сложный процесс. Иногда я спрашивал режиссера, как он придумал определенную сцену. Оказывается, Някрошюс любит одиночество, и многие сцены рождались в его уме дома, ночью, в одиночестве. Някрошюс – чародей. Даже музыкой, которая звучит практически на протяжении всего спектакля, он создает определенный магнетизм, ритм сценической жизни. Это чувствует и зритель, который к концу спектакля становится соразмышляющим с героями спектакля. Он сопричастен действию. Разве это не высшее достижение режиссера?

— Чем Вы порадуете поклонников своего творчества в ближайшее время?

— Если все будет нормально, на несколько дней съезжу отдохнуть с семьей в Прагу, а потом сразу же приступлю к озвучиванию фильма Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Учитель сегодня самый модный режиссер, и мне было интересно работать в его картине. В декабре же я приглашен в Лондон одним английским режиссером на роль Петра Ильича Чайковского. Это будет театральная постановка. Но пока я не дал окончательного ответа, потому что прочитал пьесу и у меня возникло много вопросов по поводу трактовки образа Чайковского. Пьеса называется "Чайковский. Пиковая дама". Роль Чайковского там несколько комментаторская. Я внес свои предложения и, если они будут приняты, начну работать. Это новый опыт. Надеюсь, что, наконец, воплотится в жизнь постановка во МХАТе "Господ Головлевых".

— Состоится ли Ваше присутствие в предстоящей экранизации "Мастера и Маргариты" Владимиром Бортко?

(Категорично.) Нет.

— По какой причине?

— Речь об экранизации "Мастера и Маргариты" Бортко ведется четвертый год, и на протяжении этого времени мне предлагали три роли в фильме. Сначала Ивана Бездомного, потом Иешуа и, наконец, Мастера. Дело в том, что после Мышкина Иешуа играть мне как артисту неинтересно. Отказ от Бездомного состоялся по той же причине, тем более, что в этом образе мало актерских красок. А сыграть для "красного списка" ролей у меня нет времени. Мастер? Мне кажется, что я еще слишком моложав для этой роли. Хотя не знаю, как его видит режиссер. Для меня это такой Штирлиц, молчащий, с тоскливым взглядом. Безусловно, это роль, требующая присутствия у актера определенной харизмы. Мне неинтересно молчать. Я просил роль Коровьева, но Бортко мне ее не дал. Причем предложил ему просто удивительный пасьянс: Меньшиков сыграет Воланда, я – Коровьева, а Владимир Ильин – Кота. Но у него совершенно другое видение, за которое режиссера, безусловно, нельзя винить.

— Вам известно, почему отказался от роли Мастера Ваш друг Владимир Машков?

— Только потому, что у Володи много других дел, и он не стал ломать свой график.

— Евгений Витальевич, за роль князя Мышкина премией Вас поощрил Александр Солженицын. Ваши отношения как-то продолжились?

— Да, и Вы знаете, как интересно получилось? У Александра Исаевича есть задумка экранизировать "В круге первом". Когда он мне позвонил, я сначала не поверил. Думал, Машков меня разыгрывает. Он просто мне пару раз звонил как редактор "СПИД-инфо". А тут звонит сам Солженицын и предлагает сняться в "В круге первом". До этого, каюсь, книгу я не читал. Но вот открыл, и не представляете, какое получаю удовольствие. Это так современно, такой потрясающий язык! Фильм снимет Глеб Панфилов. Съемки запланированы также на декабрь.