"ИДИОТ" – ДЕЛО ПРОШЛОЕ
Журнал "Цветной телевизор" №25
06.2003
Ирина Мак
Снявшись в двух десятках фильмов и сыграв Бумбараша, Гамлета и Гришку Отрепьева в театре, Евгений Миронов, тем не менее, оставался до недавнего времени в статусе лишь одного из самых ярких актеров молодого поколения. 10-серийная экранизация "Идиота" сделала из него национального героя. Но вместо того, чтобы пожинать в Москве плоды всенародной славы, Миронов отправился к знаменитому литовскому театральному режиссеру Эймунтасу Някрошюсу в Вильнюс. Там-то его и застала корреспондент "ЦТ" Ирина Мак.
— Сейчас все только и говорят об "Идиоте", хотя это не единственная Ваша новая роль в кино. Скоро в кинотеатрах зрители смогут увидеть еще одну экранизацию классики – фильм Валерия Фокина "Превращение" по одноименному роману Франца Кафки. В этой картине Вы сыграли главную роль – человека-жука.
— "Превращение" – это история двухгодичной давности. Фильм давно снят.
— Но его так до сих пор никто и не видел.
— Он катался по фестивалям – это же интеллектуальное кино, оно не всем интересно. Но скоро "Превращение" появится в прокате.
— В романе Кафки и в спектакле театра "Сатирикон" с Райкиным, который поставил тот же Фокин, действие происходит в замкнутом пространстве одной комнаты. А как и где снимали "Превращение"?
— В павильоне, на улицах Праги. Там много натурных съемок.
— Грегор Замза, герой Кафки, однажды утром просыпается тараканом. Или майским жуком, как считал Набоков. Чтобы достоверно сыграть это превращение, Вы, как я слышала, совершали чудеса ловкости. Фокин как-то сказал в интервью, что по сравнению со спектаклем в фильме техника пластического рисунка сильно усложнилась. Чего это Вам стоило? Вы же не спортсмен.
— Совсем. Меня заставили делать чудовищную гимнастику, приставили ко мне артиста театра "Сатирикон" Леонида Тимцуника, и два месяца он со мной работал, тренировал, разбирал меня как лягушку. Каждый день, с девяти утра. Это был очень странный тренинг – не спортивный, а скорее балетный. Из меня делали насекомое.
— А что за мистическая история с "Мастером и Маргаритой" ? Вроде бы Бортко, режиссер-постановщик "Идиота", собирался снимать фильм по Булгакову с Вами в главной роли.
— Это было еще перед "Идиотом". Владимир Бортко действительно предложил мне роль в "Мастере и Маргарите", но в итоге возникли какие-то неразрешимые проблемы с авторскими правами. Бортко стал снимать "Идиота".
— И тоже с Вами. До Бортко историю князя Мышкина экранизировали Куросава, Пырьев, Вайда. Существует французская версия – с Жераром Филиппом. Вы их видели?
— Конечно. Фильм Пырьева, с Юрием Яковлевым, специально не пересматривал – я его довольно хорошо помню. А остальные – обязательно. Видел 20 минут из спектакля Георгия Товстоногова, со Смоктуновским.
— Вы что-то взяли от них для своего князя?
— Нет, ничего. Мы изначально договорились с Бортко о том, каким у нас будет князь, и предыдущие постановки не имели к нашей никакого отношения. Я о них и не думал.
— После "Идиота" Вы в одночасье превратились в национальное достояние. Как Вам новый статус?
— Я ничего этого не знаю и не чувствую. Я сейчас в Вильнюсе репетирую с Эймунтасом Някрошюсом новый спектакль – "Вишневый сад". Я играю Лопахина. И чувствую я себя здесь студентом. Даже ниже студента. Хотя у меня такое же ощущение, как у всех. Мы все себя здесь так чувствуем.
— Все – это кто?
— Со мной играют фантастические актеры: Людмила Максакова, Алексей Петренко, Владимир Ильин, Ирина Апексимова.
— Каково играть с корифеями?
— Я же говорю, что мы все здесь чувствуем себя студентами. Это состояние души, и я ему очень рад.
— Ходят слухи, что спектакль ставится для Москвы и будет идти чуть ли не во МХАТе. Это правда?
— Это не спектакль МХАТа. Это спектакль Фонда Станиславского.
— А как же "Идиот"? Дело прошлое?
— Ну, не прошлое. Но "Идиот" – это уже было.