ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: С БЕЛОГО ЛИСТА

Журнал "Экран и сцена" №18/19
06.2003
Ольга Вайншток

Евгений Миронов давно завоевал популярность. Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии, исполнитель самых ярких ролей мирового репертуара, любимец публики. Чего еще можно желать в 36 лет? Но Миронов неустанно продолжает играть. Недавно снявшись в десятисерийном фильме "Идиот" в роли князя Мышкина (фильм идет на канале РТР), он уже работает над ролью Лопахина в "Вишневом саде" в постановке Римаса Туминаса. Артист ответил на вопросы нашего корреспондента о себе и своем творчестве.

— Когда у Вас родились мысли стать актером?


— С детства. У меня не было других мыслей. Я только решал для себя, на кого мне лучше быть похожим: на Тихонова или Крамарова. А впервые соприкоснулся с театром, когда в детстве поставил спектакль "Красная шапочка" на музыку из "Аиды".

— И для реализации своих мечтаний Вы приехали в Москву поступать к Табакову...

— Да, причем я приехал только к нему, рассчитывая на его помощь, как на земляка, но Олег Павлович совсем не пришел в восторг от меня. Я приехал в середине учебного года и чтобы доказать, что я достоин учиться на первом курсе, я должен был в двухнедельный срок поразить Табакова. По окончанию срока я показывал любовный этюд с одной девочкой. Причем по действию этюда старался больше понравиться Олег Павловичу, чем своей партнерше. Я уже чувствовал, что проваливаюсь. Девочка уходит, и наверное от отчаянного желания учиться в школе-студии МХАТ я подпрыгиваю до потолка. Табаков удивлен: "Ну все! Надо брать!". После этого пробовал прыгать, но повторить рекорд не смог.

— А как у Вас складываются отношения с Вашим учителем Олегом Табаковым?

— У нас с Олегом Павловичем есть мысли на будущее, но пока я не могу отказаться от предложений, которые ко мне поступают.

— Многие называют Вас "интеллектуальным" актером. Как Вы относитесь к этому понятию?

— Это скучно, быть только "интеллектуальным" актером. Мне интересно работать в элитарном русле, например, в спектакле "Еще Ван Гог" в постановке Валерия Фокина. Причем вначале мне даже не была важна реакция зрителя, но потом я понял, что когда спектакль получается, зритель начинает переживать вместе с актером. Мне также нравится играть спектакли, где всегда есть сильная поддержка зала, такие как "№13", "Бумбараш". Мне интересно искать характерность и играть разных людей. Что касается возникновения образа, то в разных ролях это происходит по-разному. В князе Мышкине (фильм "Идиот") я использую минимум выразительности. В спектакле же "№13" я использую множество выразительных средств, и от них я переходил к внутреннему образу своего героя. В спектакле "Карамазовы И АД" Валерий Фокин запретил мне искать внешний облик Ивана. Он ждал моего внутреннего прорыва. В результате образ сложился только к генеральной репетиции.

— Мешает ли Вам играть, если Вы видели свою роль в чужом исполнении? Как Вы, например, относились к тому, что в Москве одновременно шли два "Гамлета"?

— Мне не мешает, если я видел свою роль в чужом исполнении. Например, перед премьерой "Гамлета" я видел "Гамлета" в постановке Някрошюса. Это был интересный Гамлет, но другой. Райкинского принца датского я, к своему стыду, не видел.

— Чувствуете ли Вы, когда играете, настроение зала? Существует ли для Вас различие в исполнении роли перед наполненным или мало заполненным залом, перед театральным зрителем и нетеатральным?

— Я чувствую настроение зала. Перед не наполненным залом мне уже давно не приходилось играть. Что касается различий в публике, то в конце спектакля они стираются. Так бывает, например, на спектакле "№13", где из-за разных цен на билеты приходит смешанная публика.

— В какой мере Вам помогает или не помогает режиссер? Ваш любимый режиссер?

— Обычно я работаю с тем, кем мне хочется. Это бывает тяжело, но главное, что это интересно. Если режиссер не может мне помочь, я самостоятельно строю роль, но если постановщик талантлив, то для меня все начинается с белого листа.

— Вы работали с таким замечательными режиссерами, как Никита Михалков, Петр Тодоровский, Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко. Расскажите, как Вам работалось с ними?

— Как-то Никита Сергеевич позвонил мне и сказал, что у него есть замечательная роль для меня: от фарса до трагедии. Я обрадовался и уже видел себя в главной роли. Когда я пришел на читку сценария "Утомленные солнцем", я был слегка удивлен, увидев Олега Меньшикова. Во время читки я примеривал на себя все роли и чувствовал, что ни одна из них не подходит мне по возрасту. А когда мне показали мою роль, где ремарок было больше, чем слов, я уже хотел отказаться, но Михалков меня уговорил и сцена была абсолютно сымпровизирована.

В "Анкор, еще анкор!" именно Петр Ефимович Тодоровский настоял на моем участии в фильме, потому что моя партнерша Ирина Розанова хотела сниматься с Олегом Меньшиковым. А он всего сантиметров на пять выше меня. (Смеется.) В сцене с поцелуем, чтобы сделать меня выше Иры, меня поставили на снежную горку, а Иру в яму.

История фильма "Любовь" Валерия Тодоровского была мне очень близка. У меня была любимая девушка Маша, которая тоже уехала в Израиль.

Что касается "Мусульманина" Владимира Хотиненко, это была очень трудная работа, потому что я человек верующий, крестился в сознательном возрасте. Я думаю, что это фильм о вере. Для своего героя придумал акцент, который, как мне сказали, действительно существует в некоторых областях Афганистана. Эту мою работу оценила мусульманская община, и я получил от них приз.

— Какие роли Вам наиболее близки? За что?

— В кино – это роль Саши в фильме "Любовь", образ которого мне был близок. В театре – это Гамлет. Мне было легко входить в эту роль. Хотя вначале мне не нравился Гамлет. Я считал роль скучной, но режиссер спектакля, Петер Штайн, объяснил мне ее. Причем нам не мешали никакие языковые барьеры, они исчезают, когда люди объединены общей идеей, особенно если есть хороший переводчик.

— Влияют ли на Вашу игру отношение труппы и партнеров к Вам лично?

— Я научился играть без партнеров. В различных театральных проектах вначале бывали некоторые сложности, но я довольно легко адаптируюсь.

— Что Вам дало больше, кино или театр?

— Сложно ответить на этот вопрос. Например, весь прошлый год я снимался в многосерийном телефильме "Идиот". Моими партерами были замечательные актеры Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Михаил Боярский, Владимир Машков. Это был тяжелый год, но Чурикова, которая играет генеральшу Епанчину, назвала этот период "сладостными мучениями". В театре я отвечаю за все, я привык, как паровоз, тащить все на себе. В кино же все равно, сыграл ты плохо или гениально: режиссер может все изменить, вырезать.

— Вы успели за свою недолгую творческую жизнь сыграть Гамлета, Хлестакова, Ивана Карамазова, Самозванца в "Борисе Годунове", князя Мышкина. Куда Вы планируете шагать дальше?

— Я не задумывался, что будет дальше, хотя, наверное, можно пойти по второму кругу. Такие роли, как Гамлет, можно играть бесконечно.