ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я СТОЯЛ РЯДОМ С ЖИВЫМ ЛЕНИНЫМ!

Газета "Час"
01.05.2002
Андрей Шаврей

Гамлет у Штайна, капитан Алехин в "Моменте истины", князь Мышкин в телевизионном "Идиоте" – в Ригу Миронов приедет, чтобы выкручиваться!

Внешне Евгений Миронов – неутомимый весельчак, почти водевильный герой. Но, судя по общению с "Часом", он личность куда более глубокая, нежели кажется. Хотя в рамках грядущих гастролей МХАТа, которые с подачи "Балтийской жемчужины" Марины Липченко состоятся в "Дайлес" с 1 по 7 июня, Миронов и приезжает в Ригу с комедией – "№13" Куни.

— Евгений Витальевич, Вас все-таки знают больше как киноактера. А какую роль в Вашей жизни играет театр?


— Периодическую. Например, два года назад в МХАТе я сыграл сразу две премьеры – сперва как раз в "№13", с которым с удовольствием и приеду к вам в Ригу, а потом в "Чайке" Чехова. После чего еще два спектакля в "Современнике" были, один из которых поставил Валерий Фокин. А сейчас наступил тот период, когда я снимаюсь в нескольких кинопроектах.

Но изначально я, конечно, театральный артист. С 90-го играл в театре-студии Олега Табакова. Лет через пять я от него так тихонечко стал уходить на вольные хлеба. Сыграл главную роль в "Орестее", поставленной Петером Штайном, и объездил с этим спектаклем полмира. Кстати, если Бог даст, в ноябре я к вам приеду с "Гамлетом" того же Штайна.

— Это где Гамлет на саксофоне играет?

— Ну да, я там – играю. Если удастся, еще и "Бориса Годунова" привезем, которого поставил очень уважаемый режиссер Деклан Доннеллан. Я у него Гришку Отрепьева играю.

Честно говоря, в театре я себя чувствую более свободно. Это же бесконечный, загадочный процесс. Можешь хоть неделю готовиться к спектаклю, а ничего не получится, а иногда – с точностью до наоборот. В то время как кино я немного боюсь. Это ведь зависимая профессия! Нет, ну Вы сами посудите: я "на разрыв аорты" могу сыграть сцену похорон любимой, как вдруг через некоторое время, когда твоя работа уже завершилась, придет монтажер. И в результате нарежет кадрики так, что всем будет смешно.

— Ну, тогда вновь о театре. Вы помните, как впервые пришли в МХАТ?

— Это было еще в детстве. Я пошел и самостоятельно купил контрамарку – стоячее место на галерке. И это была "Чайка", да. Я смотрел спектакль и не мог даже предположить, что через некоторое количество лет в этом же самом Театре имени Чехова, в этом же спектакле Чехова я сыграю Треплева, которого тогда играл Андрей Мягков. А Заречную играла Анастасия Вертинская.

— И что маленький Евгений Миронов понял тогда в Чехове?

— Я не понял – запомнил. Прежде всего – непередаваемое ощущение, что вот ты вживую слышишь голоса любимых артистов. Плюс – какое-то цветовое пятно, на фоне которого выделялся великий Иннокентий Михайлович Смоктуновский, игравший Дорна. Он ведь по роли говорит немного, но все равно это была великая роль – просто сидел в кресле и палочкой чертил на полу какие-то буквы, черточки. Это было нечто сродни ворожбе какой-то, что ли.

Кстати, знаете, в каком спектакле я впервые вышел на сцену МХАТа? Это была пьеса Шатрова "Так победим!". Калягин играл всего-навсего одну роль, правда, главную. Ленина он играл. А я играл сразу три роли! Сперва в массовке выходил в роли рабочего, потом – в роли крестьянина. И, наконец, я олицетворял человека из народа на похоронах... уже не помню кого. Орджоникидзе, что ли, я тогда хоронил?

— Нет, Орджоникидзе хоронили не при Ленине – в 36-м.

— В общем, кого-то да хоронил, не суть важно. Самое главное в ином: ни в одной из тех трех ролей я не говорил ни слова. Но был невероятно счастлив, что просто стою на сцене великого театра. Причем стою рядом с живым Лениным-Калягиным! Кстати, Калягин сейчас тоже приедет в Ригу, только он в "Женитьбе" будет играть.

— А Вы кого-либо выделяете из великих "мхатовцев" прошлого?

— Да. Есть один человек, который работал в МХАТе при его основателе Станиславском. Но при этом был совершенно самодостаточен и свободен – и как артист, и как личность. Он и разноплановый очень был: мог сыграть и Гамлета, и Хлестакова. Это Михаил Чехов.

— А что за пьеса – "№13"?

— Это пьеса то ли коммерческого, то ли некоммерческого, но в любом случае очень популярного английского автора Куни. Совершеннейшая комедия! Ее перевел известный российский сатирик Мишин – он еще и неплохой переводчик с английского. Постановщик спектакля Володя Машков (он с нами тоже приедет в Ригу) принес эту пьесу и сразу всех ею заразил.

Ведь, как ни странно, при моей такой "веселой" внешности мне в театре в большинстве предлагали трагические роли – Митю Карамазова, Ореста, Гамлета. И сейчас снимаюсь в сериале по "Идиоту" Достоевского, где играю, пожалуй, одного из самых трагических персонажей русской литературы – князя Мышкина. А тут вдруг комедия – самый сложный, кстати, жанр. Когда публика смотрит комедию, то одно из двух: она или смеется, или не смеется. И очень легко в пошлость, которую не терплю, скатиться.

Так вот, "№13" – комедия положений, чаплиновская такая. Помощник премьер-министра, которого играет Авангард Леонтьев, попадает в неприятную ситуацию. И не знает, как из нее выпутаться. На помощь он зовет секретаря, которого играю я. В результате мы оба начинаем выкручиваться. Выкручиваемся себе, выкручиваемся... И выкручиваемся наконец! Ну вот и ладно.