ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ – БЫЛ, ЕСТЬ И БУДЕТ ЛАУРЕАТОМ

Журнал "Семь дней"
1997
Вероника Нефонтова

Хорошая традиция – устраивать в декабре фестивали. В своем желании сделать людям праздник театр "Глобус" не пожалел сил, времени и денег на организацию фестиваля одного из лучших московских театральных режиссеров Валерия Фокина в Новосибирске. Наши корреспонденты побеседовали с артистами, занятыми в спектаклях. Их всех объединяет одно – трепетное, нежно-влюбленное отношение к своему режиссеру Валерию Фокину. "Он гениален!" – восклицали Машков и Табаков в один голос. Мы соглашались, не споря.

Актер Евгений Миронов, исполнитель главной роли в "Мусульманине", а также в фильмах "Лимита", "Любовь", "Анкор, еще анкор!", "Ревизор", а также актер театра-студии Олега Табакова и театра Валерия Фокина, любезно согласился ответить на вопросы корреспондента.

Слово "любезно" здесь – не дань штампованной газетной вежливости. Буквально накануне встречи в интервью "Известиям" Евгений объявил, что прекращает общение с прессой, дабы поднакопить свежих мыслей. Там же, в этих же "Известиях" – сообщение о выдвижении Е. Миронова на Госпремию.

Вхожу в гримерку новосибирского театра "Глобус". В руках – роза для самого потрясающего актера нового отечественного кинематографа. Именно потрясающего, иначе никак не назовешь способность Миронова быть в каждой роли совершенно другим, хотя, казалось бы, не это ли и есть азы актерской профессии. Ан нет. Именно Миронов умеет в каждой роли – в кино, в театре – "вылепить" себя заново, как бы с нуля. Цветок лег на гримерный столик. Спустя полчаса, прощаясь, Женя взволнуется: "Вы забыли свою розу!". Женя! Кто из нас двоих – звезда?! Похоже, он еще об этом не задумывался, и мне приходится раскрыть ему на это глаза. Но в этом, как оказалось, весь Миронов: "Вы забыли розу"!

— Итак, с "Оскаром" Вам уже не повезло. Обидно будет, если и с Госпремией "прокатят"?


— Насколько я знаю, на Госпремию выдвигаются фильм "Мусульманин" и члены творческой группы: режиссер Владимир Хотиненко, актриса Нина Усатова и я. Но все эти награды не имеют большого значения. Важно заработать хорошее, честное имя. Впрочем, единственное, из-за чего стоит получать "Оскара", – чтобы имя засветилось на Западе. Сейчас из наших режиссеров по-настоящему там знают только Никиту Михалкова.

— "Засветить" имя на Западе важно, наверное, еще и для того, чтобы там поработать. Олег Меньшиков был ангажирован лондонским театром "Глобус", Олег Янковский работал во Франции. Вам не хотелось бы попробовать себя на зарубежной сцене?

— Мне предлагали играть в Париже роль Сергея Есенина, именно ту роль, которую Меньшиков играл позднее в Лондоне с Ванессой Редгрейв. Но я отказался, потому что тогда же Петер Штайн предложил роль в "Орестее" и я предпочел работу в Москве со Штайном. И не жалею. Мне кажется, что у нас работать сейчас гораздо интересней. Кстати, тот английский спектакль оказался слабым.

— Это в театре. А в кино? Например, в Голливуде?

— Мне предлагали сниматься на Западе. А что Голливуд? Вы же видите, какие плохие фильмы в основной массе там сейчас снимают.

— Да и у нас не лучше...

— Да, к сожалению. Именно поэтому я не принимаю пока предложений сниматься в кино. Это либо то, что я уже делал, либо откровенная дрянь, об которую не хочется пачкаться. Я пока с голоду не умираю, поэтому держусь. Два года назад я снимался только в кино, в театре работал мало, только в старых спектаклях. Сейчас у меня театральный период жизни.

— Снимают ли Владимир Хотиненко, Денис Евстигнеев, Валерий Тодоровский? (Постановщики "Мусульманина", "Лимиты" и "Любви" соответственно. – В.Н.) Трудно предположить, что Вы отказываетесь от съемок и в их фильмах...

— Все они находятся в запуске своих новых фильмов. То-есть, идет подготовительный период – написание сценария и т.д. И в каждом фильме для меня есть роль. Но пока говорить об этом еще рано.

— Имена многих актеров связаны с определенными режиссерами. Кайдановский и Солоницын, к примеру, актеры Тарковского. Чей актер Евгений Миронов?

— Да ничей. Актер Фокина, Хотиненко, Евстигнеева, Петра и Валерия Тодоровских сразу. Я думаю, что не надо попадать в зависимость от одного режиссера. На творчестве Александра Кайдановского очень сильно сказалось творчество Тарковского. Даже его собственная режиссерская работа "Жена керосинщика" (где снимался и Миронов. – В.Н.) снималась под сильным впечатлением от фильмов Андрея Арсеньевича.

— Как Вы попали в фильм "Утомленные солнцем"?

— Это забавная история. Михалков дал мне почитать сценарий, и я, конечно же, решил, что он предложит главную роль. Когда выяснилось, что в главной роли будет сниматься Олег Меньшиков, а я – в крошечном эпизоде в начале фильма, решил отказаться. Но Никита Сергеевич здорово умеет уговаривать. И уговорил.

— И слава Богу. Мне показалось, что уже этот первый эпизод высоко поднял планку всего фильма.

— Правда? Очень приятно.

— Вы играли с Олегом Меньшиковым в "Утомленных", с Владимиром Машковым – в "Лимите". Некоторые критики называют эти годы эпохой кинематографического ММММ. Имея в виду еще и актера Сергея Маковецкого. Все четверо (Меньшиков, правда, чуть раньше) практически одновременно появились в кино, и каждый сразу стал событием. Вот было бы здорово снять Меньшикова-Машкова-Миронова-Маковецкого в одном фильме!

— Именно этим сейчас и занят Денис Евстигнеев. Он пишет сценарий фильма про женщину (предполагается, что ее будет играть Нонна Мордюкова) и ее шестерых сыновей.

— Зачем же еще двое?! Прелесть в том, чтобы это были четыре "М". Кстати, есть ли режиссер, сниматься у которого Вы могли бы согласиться, даже плохо представляя себе замысел картины?

— Сейчас подобное предложила мне Кира Муратова. По первому предложению я не все понял: роль сексуального маньяка, такого страшного, жуткого человека. Но я согласился, потому что это Кира Муратова. Это будет фильм из четырех новелл.

— Плохо представляю себе Миронова у Муратовой...

— Мне тоже интересно, что получится. В других новеллах сыграют Олег Табаков и Сергей Маковецкий. Съемки уже начались. Будем надеяться, что денег хватит и на завершение работы.