ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА

Газета "Уральский рабочий"
27.08.1993
С. Дедюрина

В празднично оживленной театральной толпе услышала, как одна женщина негромко объясняла другой: "Евгений Миронов – это сын Андрея Миронова..." С этого мы и начали наш разговор с ведущим актером Театра-студии под руководством Олега Табакова Евгением Мироновым. С его такой знаменитой фамилии...

— А мы ведь даже знакомы не были, – заметил Евгений. – Но един раз я видел его на "Мосфильме" на съемках картины "Победа", Сидел, смотрел на это чудо и вдруг провалился... в стул: сиденье оказалось сломанным, Такой был грохот, даже съемку остановили. А он посмотрел на меня и засмеялся... Ну, а когда учился в Школе-студии МХАТа, то все вахтеры знали, что я – "внебрачный сын Миронова". Бесполезно было разубеждать... А сейчас я работаю в театре вместе с Марией Владимировной Мироновой. Правда, на сцене мы пока не встречались. Кстати, по отцу я Миронов, а фамилия моей матери – Доронина! ...

Есть в гастрольной афише театра прекрасный спектакль – "Обыкновенная история", по роману И. Гончарова. Помните? Восторженный, романтичный провинциал Саша Адуев приезжает завоевывать Москву. А его рассудительный, прагматичный дядюшка из добрых побуждений старается сделать из него практичного делового человека. В чем и преуспевает – из деревенского мечтателя и романтика получается бессердечный циник и пошляк. Адуева-старшего играет Олег Табаков. Адуева-младшего – Евгений Миронов. Я спросила Евгения, одного из самых интересных и нетрадиционных Адуевых, которых мне доводилось видеть на сцене, что чувствует он, удачливый и талантливый, играя эту роль? Сравнивал ли судьбу своего героя со своей? Оказалось, да, сравнивал:

— Правда, я немного других корней, чем Адуев, но тоже приехал завоевывать Москву. И когда играю эту роль, всегда вспоминаю, как приехал из Саратова и искал Табакова. Пришел к нему в театр такой мальчик-провинциал в шапке-ушанке... Я ведь ехал в столицу именно к нему, знал, что он педагог от Бога, что ничего не умею, что могу научиться чему-то только у мастера такого класса, как Олег Павлович. И когда он меня взял к себе на курс – это был именно тот счастливый случай. Сейчас я, как и Адуев-младший, тоже изменился. Пропала восторженность, трепетность, я стал спокойнее, грубее. Так что играю почти про себя...

В новом спектакле Театра-студии – мюзикле Ю. Кима и В. Дашкевича "Страсти по Бумбарашу" – Евгений Миронов играет Бумбараша. К этому спектаклю у студийцев отношение особое – как к любимому ребенку. А мне, как на грех, он не понравился. И такие лица у всех были огорченные, когда я об этом оказала. И у Жени тоже. При всей чудесной, подлинно театральной зрелищности, озорной и очень профессиональной игре актеров я не увидела в трактовке темы и героев ничего нового. На что Женя мудро сказал, что спорить со мной как исполнитель главной роли не может, но кардинальную разницу с фильмом видит именно в образе своего персонажа.

— Мой Бумбараш устал от всего, – пытался объяснить он мне, – поэтому прячется от всех. Он ведь не герой, он обыватель в хорошем смысле слова, а ему все мешают жить спокойно. Фильм более веселый, оптимистичный, чем спектакль. Когда он вышел на экран, время было другое. Сейчас все воспринимается трагичнее. И режиссер спектакля Владимир Машков по-другому чувствует время. Он задает немыслимый ритм, что точно совпадает с ритмом нашей жизни. По-моему, родился новый классный режиссер!..

Бумбарашу во многом обязан Евгений Миронов своей отличной спортивной формой: именно с этой роли началась его, как он говорит, "спортивная актерская жизнь". Своей новой работой Миронов еще раз доказал, как широк его актерский диапазон: он очень пластичен и музыкален (у него отличные вокальные данные), он точен и лаконичен в выборе средств: он то высокий трагик, то блестящий комик. Такое ощущение, что для него нет невыполнимой задачи. ...

Картина "Любовь", награжденная множеством призов, принесшая ему славу за рубежом, его работа в ней, отмеченная нашей кинокритикой как лучшая в минувшем году – не отпускают его до сих пор.

— Все, что я делал, все мои роли словно из этой картины, – признается Миронов. – Во время съемок я полностью выложился и словно бы все потратил. Потом, что ни делал – сравнивал с "Любовью". Фильм стал для меня точкой отсчета. Теперь надо думать, что делать дальше.

В кино у Миронова не было проходных ролей. Выходили одна за другой картины: "Затерянный в Сибири" А. Митты, где он сыграл политзаключенного Володю (кстати, на английском языке), признанная недавно лучшей отечественной картиной, "Анкор, еще анкор!" Тодоровского-старшего, тоже, между прочим, принесшая Евгению звание лучшего актера 1992 года. Призы, восторженные рецензии, приглашения от режиссеров – в 26 лет слава и популярность!

И привкус горечи в этой шумихе вокруг него: массовый кинозритель, для которого все это снималось, игралось, на эти фильмы не пошел. При пустых залах прошел в одном из центральных кинотеатрах Екатеринбурга фильм "Любовь", остался незамеченным горестный рассказ о судьбах человеческих – "Затерянный в Сибири".

— Какая-то массовая травля нашего кино, – с горечью говорит Евгений. – Выход один— делать свое дело и надеяться...

Взаимоотношения с театром складываются более успешно.

— Все актеры на вопрос, кого они хотят сыграть, – говорю я, – дружно отвечают...

— Гамлета, –
смеется Миронов. – Вообще мне интересно играть все. Я с удовольствием выхожу на сцену в спектакле "Звездный час по местному времени" по пьесе Гора Николаева, поставленном также Машковым. И чувства, и страсти здесь на уровне шекспировских. А сейчас мне предложили роль Ореста в трагедии Эсхила "Орестея", которую будет ставить знаменитый немецкий режиссер Петер Штайн. Принципиально новая для меня работа – как говорит наш Олег Павлович, "проверка на вшивость".

Легко ли ему работать с О. Табаковым?

— Нет, не легко. Как режиссер он очень требовательный, жесткий. А вот на сцене с ним интересно, непредсказуемо, Короче, он наш – саратовский...