ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ. ВСЯ ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ
Владимир Кузьмин
(из личного архива Евгения Миронова)
Евгений Миронов – один из самых популярных молодых актеров театра и кино. Ему 30 лет, он не женат. Последние 10 лет живет с матерью в Москве. Приехали они из Саратова – Евгений поступил в школу-студию МХАТа к Олегу Табакову, где в то время учились Сергей Назаров, Михаил Ефремов, Вячеслав Невинный-младший. Литературные привязанности актера – В. Набоков, А. Пушкин, Ф. Искандер, Э. Хемингуэй. Ориентиры в профессии – Лоренс Оливье, Марлон Брандо, Фаина Раневская, но особенно – Олег Борисов, "чудо-актер, начисто лишенный штампов".
— Ваш идеал женщины?
— Трудно сказать. Мне нравятся разные женщины – к примеру, Валерия Новодворская или американская актриса Джоди Фостер...
Окончив Школу-студию МХАТ, Миронов поступает в театр своего педагога Олега Табакова, где много и плодотворно работает. Его охотно приглашают и другие театры. Валерий Фокин предложил ему роль Ивана Карамазова в своей версии великого романа – "Карамазовы И АД" в "Современнике". "В режиссуру пока не тянет, хотя опыт уже был – совместная постановка с другом, Авангардом Леонтьевым, чеховского "Иванова" в театре Табакова". Новая работа в театре – пьеса Эдварда Радзинского "Последняя ночь последнего царя" в постановке Валерия Фокина, где Миронов играет трагическую роль председателя уральского ЧК.
— Чем заинтересовала Вас роль Лукоянова?
— Это продолжение темы, затронутой в образе Ивана Карамазова, в котором основное для меня – совестливость. Лукоянов, непосредственно не участвовавший в расстреле царя, единственный из всех, замешанных в это дело, лишается рассудка после расправы, остальные спокойно доживают до старости. Важна здесь и другая тема – он влюблен в Анастасию Романову...
На фоне таких серьезных ролей в театре, кинороли Миронова выглядят довольно легковесными. Первая роль, оставшаяся до сих пор самой любимой, с которой связано множество ностальгических воспоминаний, – в фильме Валерия Тодоровского "Любовь". От Миронова требовалась юношеская непосредственность, искренность, романтический порыв – качества, которых у актера в достатке. После этого Тодоровский-старший приглашает его на роль молодого ловеласа в своем армейском ретро "Анкор, еще анкор!".
Затем Евгений снялся в эпизоде в "Утомленных солнцем", где Никита Михалков откровенно эксплуатирует природные данные актера: кто еще сможет так по-русски широко улыбнуться и так по-мальчишески преданно "поедать глазами" бравого комдива? Наконец, Хлестаков в "Ревизоре" Сергея Газарова – роль, которую играл такой актер, как Михаил Чехов. Пытаясь найти что-то свое, отвергая социальное и карикатурное в роли, Миронов обнаруживает, что у Хлестакова нет характера, "там не за что зацепиться". Хотя в нем многое от самого Гоголя, от его странностей и чудачеств: актеру хотелось бы сыграть самого писателя. Работа в окружении таких актеров была наслаждением: Олег Янковский непрерывно что-то советовал, Зиновий Гердт не переставал всех смешить... "Получилось не все, что хотелось, но сниматься было очень интересно". Миронов был утвержден Иржи Менцелем на роль Чонкина в экранизации романа Владимира Войновича, но из-за проблем личного характера не сыграл его, о чем, впрочем, и не жалеет. Вскоре актеру предстоят съемки в новом фильме Киры Муратовой "Печальные истории", где он будет изображать сексуального маньяка.
— Не обидно было, когда премию за "Мусульманина" на "Кинотавре" получил Александр Балуев?
— Подождите, скоро будут вручать "Нику", тогда посмотрим. Хотя это и не значит, что премию непременно получу я...
Актер выдвинут на "Нику" за 1995 год. Можно не сомневаться, что будет он в списке и в следующем году – за "Ревизора". Евгений Миронов – только в начале своего творческого пути...