ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: "ШЕКСПИР НОН -СТОП. ЭТО БУДЕТ КРУТО"

ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА
10.09.2013
Ася Иванова

10 сентября подошла очередь и театру Наций открывать свой новый сезон, причем почти сразу открывает премьерой.

Уже в четверг, 12 сентября, на Малой сцене театра первые зрители смогут увидеть спектакль «Три дня в аду» в постановке молодого режиссера Дмитрия Волкострелова, получившего в прошлом году «Золотую маску».

- Каждый раз, когда я приступаю к новой работе, у меня так складывается, что она превращается в поиск, - рассказывает режиссер. – И в этом смысле я очень благодарен Театру Наций, который поиску открыт. Сейчас сложно, да, наверное, и не нужно много о спектакле рассказывать, но могу сказать, что получается в хорошем смысле радикально.

- Честно вам скажу – я волнуюсь, - признался художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. – Мне нравится бесстрашие Волкострелова, потому что он ни на кого не похож и он разрушает стереотипы. Но театр – это такая штука, в которой присутствует еще и зритель (хотя нам, может быть, иногда и не хочется, чтобы зритель был). И вот Волкострелов пока, мне кажется, этот фактор не учитывает. Для поиска он ему не важен, - и с этим я согласен. Дмитрий сейчас исследует какую-то совершенно новую природу – я не знаю, как там существовать артистам. И я волнуюсь, потому что мне хочется, чтобы он нашел тот момент, в котором стал бы важен зрителям. Пока, по задумке режиссера, зритель должен сам «врубаться» в происходящее, а мне все-таки хочется, чтобы зрителя провоцировали. А Волкострелов провокатор – только здесь почему-то скромничает.

«Три дня в аду» по пьесе Павла Пряжко – не единственный эксперимент Малой сцены, которую театр открыл в прошлом году. Здесь также уже в сентябре выйдет спектакль Филиппа Григорьяна «Камень» по пьесе М. фон Майенбурга и «Жанна» (по Я. Пулинович) в постановке Ильи Ротенберга, спектакль которого стал победителем Фестиваля театров малых городов России.

Однако не эти работы станут для Театра Наций ключевыми в наступающем сезоне. Этот год пройдет здесь под знаком Уильяма Шекспира, 450-летний юбилей которого в апреле 2014 года будет отмечать весь мир.

- В день рождения Шекспира мы устроим так называемый «Сон в юбилейную ночь», - рассказал Евгений Миронов. – Это будет очень круто. Нон-стоп Шекспир. На сутки все это здание будет посвящено этому потрясающему человеку. Мы еще пока фантазируем, но, мне кажется, что день – первая половина дня – будет серьезным. Мы пригласим шекспироведов – нашего Бартошевича, кого-то выпишем из Страсбурга, из Лондона, из Америки. Устроим симпозиум шекспироведов, проведем мастер-классы, покажем лучшие фильмы. А вторая половина дня, вернее, уже ночь будет отдана на откуп разным шекспировским персонажам. Это время дня будет посвящено многочисленным перформансам. Не знаю, чем все это будет заканчиваться, но без крови не обойдется.

Проект «Сон в юбилейную ночь» - каким бы масштабным он ни был, - все равно останется лишь разовой акцией. Но шекспировский год принесет театру и репертуарные постановки. Три шекспировских произведения займут свое место в афише Театра Наций. Так, уже в октябре режиссер Роман Феодори представит свою версию комедии «Укрощение строптивой», главные роли в которой сыграют Чулпан Хаматова и Максим Аверин.

- Когда мы собрались, то поняли, что все мы страшно устали от тяжеловесного, концептуального, поискового театра, - говорит Роман Феодори. – Мы решили устроить интересную заваруху и взяли в работу «Укрощение строптивой». В этой пьесе все от начала и до самого конца играют в игру. И это нам очень понравилось – ведь можно было говорить о «бытийности» игры. Мы набрали замечательную команду, развязали себе руки, забыли о том, что надо выпускать спектакль и стали импровизировать. В итоге получалась не навязанная режиссура, а сумасшедший актерский угар. Плюс ко всему к нам подключился и Дмитрий Быков, который, узнав, что нас не всегда устраивает перевод, переписал для нас где-то треть пьесы. Очень надеюсь, что эта игра, в которую сейчас играем мы, захватит и зрителя.

В конце сезона Тимофей Кулябин, дебютировавший в прошлом году в Москве «Электрой» (Малая сцена Театра Наций), выпустит спектакль по сонетам Шекспира. А уже в декабре случится крупнейшее событие – премьера русского спектакля Робера Лепажа «Гамлет | Коллаж». Это будет моноспектакль Евгения Миронова, который и сыграет все роли шекспировской пьесы, по крайней мере, те из них, которые в пьесе оставил режиссер.

- Мне неловко говорить о том, почему в этом спектакле всего один актер, - смущенно рассказывает Евгений Миронов. – Мы с Робером хотели сделать вместе работу, а он сказал: «Только это обязательно должен быть моноспектакль». «Почему?», - спросил я. «С тобой рядом никто не может сравниться». Это сказал не я – Робер.

А дальше, весной, на постановку в Театр Наций приедет известный режиссер, руководитель парижского «Одеона» Люк Бонди, и состоится еще один проект, подробности которого Миронов пока решил не разглашать.

Из ближайших же фестивальных планов – фестиваль-школа современного искусства «Территория», который уже традиционно состоится в начале октября.