НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПСИХОВ

Известия
05.10.2012

Кирилл Серебренников, Владимир Мирзоев и Евгений Миронов — о новом законопроекте об обязательном конкурсном отборе артистов

Министр культуры России Владимир Мединский объявил, что его ведомство разработало законопроект об обязательной регулярной аттестации на профпригодность всех творческих работников страны. Раз в пять лет культурные организации будут устраивать своим кадрам экзамен с целью избавиться от артистов, не желающих или разучившихся работать.

Как рассказала «Известиям» директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта Софья Апфельбаум, под действие закона попадут представители профессий, перечисленных в соответствующем пункте 59-й статьи Трудового кодекса РФ, — «творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков».

Закон разработан по поручению Владимира Путина по итогам его встречи с театральной общественностью 30 ноября 2011 года. Тогда худрук Александринского театра Валерий Фокин предложил Путину возродить советскую систему аттестации актеров (действовавшую вплоть до 1980-х годов). Как и в СССР, проверку предложено было проводить раз в пятилетку.

Напомним, с 2007 года руководители театров по закону могут заключать с артистами срочные трудовые договоры. Но поскольку обратной силы закон не имеет, актеры, принятые на работу до 2007 года, сейчас продолжают трудиться по бессрочным контрактам. Именно к ним и будет применяться новый закон. Если артист не захочет проходить аттестацию, ему будет предоставлена альтернатива — перейти на срочный договор.

Софья Апфельбаум уточнила, что на самом деле речь идет не об аттестации, а о «конкурсном отборе».

— Аттестацию проводить очень сложно — какие критерии? А конкурсный отбор совсем другое. Здесь будет решаться, есть ли сейчас в театре роли для этого артиста, подходит ли он худруку. Сейчас худрук приходит в уже готовый сложившийся коллектив и ничего не может сделать, — пояснила г-жа Апфельбаум.

Новый худрук Театра имени Гоголя Кирилл Серебренников, который только что оказался именно в такой ситуации, законопроект поддерживает.

— Видимо, в министерстве проанализировали ситуацию и поняли, что других способов нет, — предположил он в беседе с «Известиями». — Всем надо будет пройти проверку на соответствие должности.

Серебренников уверен, что отличить хорошего артиста от плохого не составит труда.

— Оценить профпригодность очень легко, потому что есть критерии: физическая подготовка, речевой аппарат, память, соответствие той художественной линии, которая объявлена в театре, — заметил режиссер и призвал «не делать из художественных руководителей психов».

— Да, психи будут выгонять хороших артистов. Но вообще-то за хороших артистов все держатся, даже если у них трудный характер, — подытожил г-н Серебренников.

Резко против законопроекта выступил Владимир Мирзоев.

— Я думаю, что все должно быть ровно наоборот, — заявил он «Известиям». — Моя концепция театральной реформы такова: директора и худруки театров должны быть сменяемы раз в три года в обязательном порядке. Причем Департамент культуры должен предоставлять труппе на выбор десять кандидатов в худруки с разными творческими программами.

Режиссер уверен, что бездействие артистов — не их вина.

— Я ни разу в жизни не встречал актера, который не хочет играть, — говорит Мирзоев. — Другое дело, что в силу разных причин актеры оказываются невостребованными.

Возможный вариант решения проблемы Мирзоев видит в «создании агентства (например, при том же Департаменте культуры), которое будет предлагать актерам, оставшимся без спектаклей, участие в театральных, телевизионных, радиопроектах с отдельным бюджетом, выделяемым Департаментом культуры».

Худрук Театра Наций Евгений Миронов заверил «Известия», что конкурсы для артистов полезны и не противоречат специфике профессии.

— Аттестация ни в коей мере не разрушает «наше все» — наш репертуарный театр. В любом деле должна быть жизнь, а жизнь — это борьба, конкуренция. Я всю жизнь нахожусь в ситуации конкуренции. Никакие награды не помогают, когда надо вновь доказать, что ты по-прежнему можешь заниматься своим делом, — признался г-н Миронов.

Однако применять одну и ту же конкурсную процедуру ко всем театрам, по мнению Евгения Миронова, нельзя — коллективы слишком разные.

— У нас есть театры великих режиссеров, строивших эти коллективы на протяжении десятилетий. Есть театры, у которых уже давно нет имени, которые лежат балластом на общем теле, съедают деньги, но не производят ничего интересного на протяжении десятилетий. Есть театры-семьи, такие как Фоменко и Женовача. Театр Наций, которым я руковожу, существует без труппы — у нас все на контрактах. Одного закона для всех театров не может быть. Это должна быть «сложносочиненная» схема, — добавил худрук Театра Наций.

Но добавить «сложности» в предлагаемую Минкультом схему теперь едва ли удастся: законопроект уже согласован с Союзом театральных деятелей и почти со всеми заинтересованными министерствами. Вскоре он будет внесен в правительство, а до Госдумы доберется, вероятно, в следующем году.