ГМИИ ОТ ЛЕОНИДА ПАРФЕНОВА

Независимая газета
04.06.2012
Вера Цветкова, Дарья Курдюкова

Про Пушкинский на Первом канале, и не только про него

В минувший уик-энд Первый канал показал новый фильм Леонида Парфенова «Глаз Божий» (две серии по 75 минут), посвященный 100-летию Музея изобразительных искусств имени Пушкина. По большому счету фильм – о том, что представление о прекрасном у русских на самом деле является и европейским, и мировым. Как сказал Леонид Парфенов: «Поповский сын Иван Цветаев, купеческие сыновья Иван Морозов и Сергей Щукин оказались первыми ценителями авангарда. О них, об этой традиции и о том, как она выживала во времена гонений, – наш фильм».

«Глаз Божий» снят в распространенном нынче жанре докудрамы, столь удачно совпадающим с творческим кредо автора – просвещать развлекая. Документальный фильм, в котором главными действующими лицами стали Иван Цветаев, Сергей Щукин, Иван Морозов, Илья Эренбург, Анри Матисс, Пабло Пикассо, погружает зрителя в описываемое время и события, он максимально и ярко детализирован, но главное – в фильме использовано огромное количество фактов и материалов, о которых мало кому известно.

...Щукин был способен купить картину даже вопреки своему вкусу, если доверял художнику. Он поначалу было отказался от панно «Танец», доехал до Варшавы и оттуда дал телеграмму Матиссу, что потом будут называть коллекционерским подвигом. Меценаты Щукин и Морозов не забрали с собой в эмиграцию ни единой картины из своих собраний: коллекция Морозова оценивается в 5,5 млрд. и в 8 млрд. – коллекция Щукина.

...Когда Матисс по приглашению Щукина приехал в Москву, где увидел свое панно «Музыка» с закрашенными «мужскими признаками» у флейтиста, художник ничего не сказал своему благодетелю, но и не забыл об этом. И уже в 30-х годах неоднократно писал советским властям, требуя убрать с картины этот «фиговый листок». Только в 1988 году реставраторы Эрмитажа удалили ретушь.

...Знаменитый рисунок Пикассо «Голубь мира», ставший эмблемой международного движения за мир, вернул новому искусству надежду на возвращение в Россию. В 50-м Пикассо дают Международную премию мира, а вместе с ней – официальный статус прогрессивного художника. В 56-м друг Пикассо, советский поэт Илья Эренбург пробивает в СССР первую персональную выставку художника.

«Мировоззрение – это взгляд на мир», – пояснил на всякий случай Леонид Парфенов, красуясь в кадре фирменной жестикуляцией. Для зачина, для первой полуторачасовой серии любитель делать фильмы-истории выбрал сплетение трех сюжетных линий – профессор Иван Цветаев под маской Олега Табакова выбивает деньги на музей слепков, Щукин и Морозов с горящими глазами бегают по обретающимся во французской столице искусств художникам и маршанам. Цветаев, обивавший пороги государевы и пороги промышленников и купцов, успел побыть директором лелеемого им детища всего год. Московских меценатов, сколотивших ценнейшие собрания импрессионистов и постимпрессионистов, революция смела во Францию, а коллекции были национализированы. Все кругло – духоподъемное начало истории и конец ее в философическом духе c’est la vie. Такова первая серия. Действо не протекает, а бросается с места в карьер, скучать не придется, фильм развлекает вас изо всех сил – впечатлительный Щукин от встреч с непризнанным еще прекрасным заикается сверх всякой меры, тучный Морозов, усаживаясь в кресло торговца Амбруаза Воллара, кряхтит о его неудобстве – мол, пока не купишь, не встанешь, по-французски же благодарствует за комфорт, Николай Второй – Евгений Миронов томно кивает на цветаевский музейный план, Нечаев-Мальцев интересуется больше «Шабли», чем цветаевскими векселями, которые его просят оплатить. А в перерывах Парфенов то топчет асфальт Колымажного переулка, то парижскую брусчатку. Исторической фактуры немного, digest самого известного, разыгранный по ролям и сдобренный мультимедийными вставками.

Можно вообразить, что фильм Парфенова – своего рода ответ на недавнее недовольство Ирины Антоновой фильмом Олеси Фокиной, фильмом-биографией, вышедшим к юбилею Антоновой на том же Первом канале. Понравилась ли ей новая двухсерийная картина – пока неизвестно, но и публичного ее недовольства тоже не последовало.

Достоинство нового фильма Парфенова в том, что ему удалось показать не только историю музея как такового – рассказывая о коллекционировании, о поисках красоты, о смелости вкуса, – ему удалось показать историю страсти конкретных людей. В фильме шедевры в буквальном смысле слова оживают в попытке передать зрителю то впечатление, которое они производили на своих самых первых покупателей – русских меценатов, сумевших увидеть в них 100 лет назад то, что мало кто тогда видел. Что касается примочек вроде раскрашенного под кубизм парфеновского лица в конце первой серии или одевания им скульптуры девушки с веслом в футболку и трусы – это так называемые бантики, оживляж кадра; это может нравиться или нет, но вполне допустимо в докудраме.

Ну и, конечно, нельзя не отметить звездный актерский состав фильма: Пабло Пикассо – Петр Налич (первая серия) и Владимир Познер (вторая серия), Иван Цветаев – Олег Табаков, Марк Шагал – Владимир Этуш, Николай Второй – Евгений Миронов, Иван Морозов – Сергей Васильев, Анри Матисс – Гийом Проценко, Сергей Щукин – Владимир Зайцев, Ирина Антонова – Марина Зудина, истопник Цветаевых (он был первым посетителем музея) – Михаил Ефремов.