ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ НАКОНЕЦ ОПРЕДЕЛИЛСЯ С НАЦИЯМИ

Газета "Московский комсомолец" №25748
17.09.2011
Марина Райкина

А Михаил Прохоров сфоткал гастарбайтеров

В четверг вечером в Москве произошло событие, которое войдет в историю российского театра, – наконец открылся Театр Наций (бывший театр Корша). Первыми гостями стали випы государства Российского и отечественного театра.

Представление, назначенное на восемь вечера, задерживают. ... Но вот в черном фраке вышел дирижер, взмахнул палочкой и... Вместо торжественной увертюры с фанфарами завизжала-забурила-запилила строительная техника, управляемая дирижерской волей. Как по нотам (как выяснилось, они были написаны) играли дрель, болгарка, куча строительной техники, которых поддерживали скрипочки в руках музыкантш, однако одетых в строительные комбезы. На всех без исключения – строительные каски.

Никаких ведущих с папочками и пошлыми текстами, претендующими на остроумие. Музыкальных работяг сменяют плазменные экраны с лицами, известными всему миру. ... Они рассказывают историю держателя гардероба Федора Абрамовича Корша и его головокружительной карьеры, от которой польза России оказалась немереной. Не без помощи состоятельных граждан Федор Абрамович выстроил театр и много что впервые применил в театральной практике. За неделю готовил премьеру, по бесплатным билетам пускал гимназистов, а студентам делал существенные скидки. Не говоря о том, что ставил серьезных авторов. И прочие заслуги – в тексте, грамотно распределенном между уже нашими великими современниками на экранах.

А под экранами кипит жизнь – молодая, горячая. Режиссер-постановщик действия Василий Бархатов (27 лет, белобрыс, скромен) выстроил действие таким образом, чтобы со всей очевидностью проявить и обозначить направления, по которым двинется этот старый, но весьма обновленный организм – Театр Наций. Векторы движения – серьезная музыка (огромный хор грянул с третьего яруса), оркестр на сцене, современная драматургия, молодой состав. Есть репертуар, но нет постоянной труппы – тоже новенькое. Подчеркнутая толерантность в межнациональных отношениях, уважение к труду уборщицы. Уборщицу на сцене признали не сразу, где-то ближе к концу обнаружилось, что со шваброй в синем линялом халате и косынке строителей гоняет Чулпан Хаматова. Под халатом у нее оказалось умопомрачительное, переливающееся под светом платье.

Потрясение зал испытал, когда вывели корейских детей. Четырех малышек лет семи усадили на маленьких стульчиках на авансцене с не по росту для них акустическими гитарами, а за белое фортепиано – мальчика и девочку, тоже корейцев. То, что виртуозно вытворяли малышки, не поддается описанию: играли попурри из корейских и русских песен настолько слаженно и бойко, что поначалу подумалось – фонограмма. Нет, воспитанники детского сада Пхеньянского музыкального училища молотили по струнам и клавишам как машины. ...

Только в самом конце ... вышел художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов – в каске и с палочкой. ... Миронов не стал утомлять публику рассказами о тяготах стройки, мытарствах с согласованиями по реконструкции памятника архитектуры, а перечислил пофамильно всех тех больших и малых начальников, служащих министерств и ведомств, бизнесменов и фирмы, которые помогли ему сделать это. Он был честен, он волновался. Он отдельно сказал "спасибо" Табакову, учителям, семье и подарил гастарбайтерам то, что обещал, – Горана Бреговича с его оркестром. Ну, а Горан уж вжарил, как он это может. ...