О ЛЮБВИ – С ЛЮБОВЬЮ

muzcentrum.ru
12.04.2011
Раиль Кунафин

6-го апреля в Театре эстрады состоялся благотворительный концерт "Признание в любви", организованный Фондом "Артист", с участием выдающихся отечественных актеров, а также коллектива "Геликон-оперы": солистов, оркестра и хора. ...

Режиссеры представления, Народный артист РФ Дмитрий Бертман ("Геликон-опера") и заслуженная артистка РФ Марина Брусникина (МХАТ) создали музыкально-литературную композицию, настолько цельную, что она больше походит на спектакль. "Номера" здесь не чередуются, а органически вытекают один их другого; вкупе со светом, пластикой, мизансценами это создает атмосферу сквозного действия. Программа музыкальной части обманчива: здесь представлены самые популярные произведения, однако в свете режиссерской концепции они прозвучали исключительно свежо – так, как и задумано их творцами. И уже после концерта мы с продюсером "Орфея" Мариной Никольской весьма сокрушались, что концерт не записан – а его можно было с успехом передать по ТВ, даже в прайм-тайм. ...

Похоже, в почетной акции решили участвовать все солисты "Геликон-оперы", и это удачно слилось с режиссерской фантазией. Так, "Хабанеру" Кармен исполнили три певицы, по очереди выходящие на авансцену, каждая в сопровождении мужского хора (не статично, а в действии), а завершилось все общим тутти. Получилось и увлекательно, и просто остроумно. Хотя, признаться, фраки, увивающиеся вокруг прим, явственно напомнили венскую оперетку – в полном соответствии с высказываниями Рихарда Вагнера о французской опере. Но мне показалось, что и такой намек – тоже часть режиссерского замысла.

Этот прием "поливокала" в дальнейшем использовался не раз, порой весьма нетривиально. Знаменитая "Колыбельная" Клары из "Порги и Бесс" тоже прозвучала "в трех лицах", с участием хора, но в финале центральную солистку поддержали остальные певицы, подпевкой, свингуя в лучших традициях американского джаза. Такого "негритянского трио", конечно, нет в нотах Гершвина, но итог вышел на редкость ярким и совершенно в духе оперы.

Немалое удовольствие доставил дуэт Гульберта и Ундины из оперы Чайковского "Ундина" (на сей раз спетый "правильно", дуэтом). Опера эта ранняя, наверное, не из лучших, она ни разу не была поставлена, так что ждал я дуэта с интересом. Но… музыка оказалась абсолютно знакомой – именно ее использовал Чайковский восемь лет спустя в "Лебедином озере". Однако без сюрприза не обошлось: в соединении с текстом известные мелодии зазвучали по-новому и, мне даже показалось, более органично. В любом случае, никаких скидок на "молодость маэстро" делать не пришлось: дуэт по-настоящему, глубоко красив и наполнен искренним чувством.

Здесь, ближе к финалу, тема любви обогатилась новым измерением. Любви ко всему, и "просто" любви человеческой. И завершение спектакля – финальная сцена с хором из оперы "Сказки Гофмана" Оффенбаха – прозвучала как подлинный гимн всепобеждающей любви. Это затертые слова, однако со сцены звучал именно Гимн, куда более торжественный, чем государственный в любой редакции. Настолько же, насколько Любовь больше любой сверхдержавы.

Я намеренно не стал перечислять всех "номеров" с их исполнителями, дабы не превращать эти заметки в протокол. Но нельзя не назвать тех, кто превратил для нас этот вечер в праздник. Это народный артист РФ Евгений Миронов, заслуженная артистка РФ Мария Миронова, Ирина Апексимова, Игорь Петренко, заслуженный артист РФ Игорь Верник, Ирина Пегова. Солисты "Геликон-оперы": Ирина Самойлова, Елена Семенова, Ксения Вязникова, Лариса Костюк, Александра Ковалевич, заслуженный артист РФ Вадим Заплечный, Петр Морозов, Дмитрий Янковский, Андрей Паламарчук, народная артистка РФ Наталья Загоринская, Мария Масхулия. Отметить хотелось бы многих вокалистов, если не всех – настолько высок был творческий подъем. Никого не хотелось бы обойти вниманием, но все же одно выступление запомнилось особо. "Колокольчик" Александра Гурилева – романс известнейший, "запетый", по нынешним меркам даже незамысловатый, но он был исполнен Андреем Паламарчуком… гениально (я долго искал подходящие слова, но более точного нет). Спетый очень тихо, пиано (при этом были слышны малейшие нюансы), романс заставил зал буквально оцепенеть. А затертые, тоже "незамысловатые" слова текста вдруг обрели изначальный объем и смысл, подымаясь до философии бытия.

Что ж, любовь и музыка – не только синонимы, согласно Пушкину, это и философия истинно творческих людей. Таких, каких мы увидели и услышали в тот вечер на сцене. Огромное им спасибо – и за их благородную деятельность, и за прекрасный концерт.