ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ЗА СЕБЯ И ЗА ЧУЛПАН

Газета "Собеседник" №36
21.09.2010
Константин Баканов

Мастер-класс Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова на фестивале TERRITORIЯ был практически под угрозой срыва: актриса (которая, кстати, наряду с Мироновым является одним из арт-директоров феста) вынуждена была остаться в Берлине на затянувшихся съемках.

Любимая молодежью Чулпан смогла лишь поприветствовать студентов театральных ВУЗов "в прямом эфире" по скайпу. Помахала ручкой, по-свойски спросила: "Как вы там?" – и возложила преподавательскую миссию на не менее популярного Евгения.

Аплодисменты в свой адрес Миронов воспринял со свойственной ему скромностью: "Спасибо, что узнали" – и признался, что "совсем не мастер давать мастер-классы".

Начав свои воспоминания с младых лет, когда ему довелось поработать с культовым немецким режиссером Петером Штайном, Миронов вспомнил заголовок в одной из газет после своей первой большой премьеры "Орестеи": "Штайну не повезло с Евгением Мироновым". После долгих слез и переживаний Евгений осознал свою ошибку: актер при исполнении роли должен думать не только о форме, но и о содержании.

"Долго не мог сыграть Ивана Карамазова у Валерия Фокина, – продолжал "работу над ошибками" один из лучших мастеров артистического цеха России. – Я субтильный такой, а он... Перечитал роман, там есть одна деталь: одно плечо выше другого. И когда я эту деталь привнес на сцену, все сразу встало на свои места".

Субтильность Миронова не смутила и еще одного великого режиссера – Эймунтаса Някрошюса. Литовец дал ему роль брутального Лопахина в чеховском "Вишневом саде" (на Таганке этого "мужика в сапогах" когда-то играл Владимир Высоцкий). Миронов признался студентам, что растерялся, когда Някрошюс, утверждая его на роль, на "собеседовании" минут десять молчал и задал единственный вопрос: "Вы любите волков?" Актер, желая угодить мастеру и получить роль, на всякий случай ответил общо: "Я вообще люблю всех животных". Някрошюс помолчал еще минут десять и сказал: "Ну ладно, спасибо". "И только потом я понял: Лопахин по своей натуре волк. Одинокий волк", – сказал студентам Евгений.

Детали еще одного своего героя – самозванца Гришки Отрепьева в "Борисе Годунове" он почерпнул у Пушкина: у Отрепьева одна рука была сухой.

А вот чтобы войти в роль в спектакле "Еще Ван Гог...", Миронову пришлось посетить... больницу имени Кащенко. Актер договорился с врачом и в белом халате наблюдал за пациентами, желая разобраться, что же у них внутри (спектакль требовал показать эволюцию внутреннего мира человека – от состояния полной депрессии до истерики и почти самоубийства). Но увы – быстро "спалился": один из психов признал в новом "медбрате" Кащенко героя фильма "Анкор, еще анкор!"

"Во всех ролях меня преследовала обреченная необходимость куда-то деться, – подытожил рассказ о своем "творческом наследии" Миронов. – А вообще чужой опыт мало кому помогает. Может, вам поможет". И удалился так же неожиданно, как и пришел.