О ВАРЯГАХ И ТУЗЕМЦАХ

Газета "Культура" №44
25.11-01.12.2010
Наталия Каминская

В Москве проходит очередной Фестиваль "NET" (Новый европейский театр). Между ним и "Сезоном Станиславского", тоже международным фестивалем, прошли примерно две недели. А начинался "Сезон" в то время, когда заканчивался "Балтийский дом", знаменитый и на этот раз юбилейный фестиваль в Санкт-Петербурге. А еще чуть раньше в Москве прошел Фестиваль ТERRITORIЯ с весьма репрезентативной театральной программой. "Золотая маска" вроде бы пройдет еще нескоро, но спектакли-номинанты Александринского театра уже играются в столице. Короче (такая ситуация складывается уже не первый год), фестивальные впечатления забивают премьерную московскую жизнь. И фокус интереса, и шкала оценок перемещены именно в поле "к нам приехал..." Часто не без оснований, ибо приезжают в большинстве действительно те спектакли, которые достойны серьезного внимания и представляют эстетическую ценность. Но совершенно очевидно, что сама система театральных ориентиров и связанные с ней предметы наших ожиданий сегодня там, в области приглашенного и приехавшего. ...

В мировой театральной практике подобная миграция – давно уже факт, свершившийся и воспринимаемый как одна из норм полноценного развития театра. ... Примеров приглашений "варягов" не просто на постановку, но на руководство тем или иным театром можно в мире привести немало, и патриотические соображения, видимо, уступают в таких случаях свое место творческой необходимости. Собственно, само слово "варяг" – наше не только в словарном отношении, но в мировоззренческом. ... Никто ведь не возьмется утверждать, что каждый новый союз театральных племен и народов должен непременно привести к шедевральным результатам. Обязательно есть и будут провалы и ни то, ни се. А все же шансов на обновление творческого кровотока, на прилив идей и энергий – гораздо больше. Собственно, мы сами давно проверили это в реальной практике. Вспомнить хоть англичанина Деклана Доннеллана, чей спектакль "Борис Годунов" с русскими актерами стал одной из интереснейших постановок пушкинской трагедии. Или исторически более близкого нам Эймунтаса Някрошюса, его грандиозный "Вишневый сад", где Евгений Миронов сыграл одну из самых сильных своих ролей. "Цепляясь" за Миронова, смотришь в не столь уж давнее прошлое и вспоминаешь Гамлета, сыгранного им в спектакле Петера Штайна. Одно из самых талантливых театральных сочинений возникло два сезона назад в Москве, в Театре Наций, благодаря союзу режиссера Алвиса Херманиса с русскими артистами и прозой Василия Шукшина. ...