ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ. МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ...

ruvr.ru
17.12.2009
Карина Ивашко

Евгений Миронов достоин претендовать на роль театрального лидера своего поколения

Расхожая фраза – "талантливый человек талантлив во всем" – далеко не всегда оправдывается в жизни. Но сказанная в адрес актера Евгения Миронова, она звучит безошибочно. И нынешний, 2009 год подтвердил это особенно.

Евгений Миронов, который к своим 43-м годам прочно обосновался в топ-списке российских актеров, который безоговорочно убедил публику в том, что может перевоплощаться в любого персонажа – от блаженного князя Мышкина, героя романа Достоевского "Идиот", до человека-паука, отвратительного фантома Франца Кафки в фильме "Превращение"... Так вот, этот артист в нынешнем году раскрыл в полной мере свой талант художественного лидера целого театрального коллектива – Московского Театра Наций. Возможно, и больше – театрального лидера своего поколения.

Совсем немного времени прошло с тех пор, как Евгения Миронова назначили руководителем Театра Наций, – коллектива, в котором не было ни труппы, ни своей сцены. Здание, кстати, так пока и не отремонтировано, а вот спектакли и даже фестивали уже проводятся. Более того, появился первый сценический шедевр, о котором уже год говорит вся театральная Россия – спектакль "Рассказы Шукшина". Высшая театральная премия Москвы "Хрустальная Турандот", звание лучшего спектакля сезона, наконец, представление на самую престижную театральную награду России "Золотую маску-2010" – все это пришло к Театру Наций в связи с "Рассказами Шукшина".

Десять ролей играет в этой постановке сам Евгений Миронов. Десять разных характеров простых русских мужичков, живущих в самой глубине России, на Алтае – земляков выдающегося писателя Василия Шукшина, которые когда-то "серчали" на то, что он "прописал их в книжке", а теперь на их чудачества смотрит вся Европа. И не просто смотрит, как стало ясно после гастролей Театра Наций, а и глубоко сопереживает, ощущает в их судьбах что-то свое, схожее. Австрия, Германия, Франция, Финляндия, страны Балтии – артистам Театра Наций всюду аплодировали стоя. Слезы на глазах респектабельных европейцев – вот какую реакцию удалось вызвать Евгению Миронову, режиссеру Алвису Херманису и артистам театра. Объясняя этот феномен, Евгений Миронов сказал корреспонденту "Голоса России":

"Произошло удивительное сочетание. Сложилась необходимость, нужность Василия Шукшина сегодня – не только в России. Это так пробивает! Причем – абсолютно разные социальные группы. Приходят олигархи, которые в первых рядах сидят, или люди, которые купили билет по доступной цене, – в результате Шукшин побеждает всех. Все встают, все хлопают, кто-то плачет... Как говорит Алвис Херманис, "это ваш золотой запас – доброты, всех самых главных чувств". Эти истории могли случиться не только в России. Это такие ситуации... И в норвежской деревне – все то же самое! В этом величие Василия Шукшина."

И еще. Дело в дефиците простого человеческого общения – особенно в Европе, в больших городах, – к такому выводу приходит Евгений Миронов. Потому и плачут французы и австрийцы, глядя на героев Шукшина, – жителей села Сростки Алтайского края.

"Дело не только в Сростках, – продолжает Евгений Миронов, – хотя Сростки – прекрасное место на земле. Дело в любой глубинке: там у людей и меняться-то нет возможности, да и не хотят они меняться. Но в них остается самое главное – они по сути своей настоящие. У них прививка от того, что считается "настоящим" сегодня, там потрясающие люди".

Итак, сбылась надежда Евгения Миронова на то, чтобы "театр зазвучал не только в России, но и за рубежом". Нынешний год дал развитие еще одному страстному желанию актера – чтобы современный театр, новые формы в искусстве доходили до зрителя провинции. Помог, как ни странно, финансовый кризис, заставивший Евгения Миронова вместе с режиссером Кириллом Серебренниковым и другими единомышленниками перенести в уральский город Пермь международный фестиваль TERRITORIЯ, традиционно проходивший в Москве. TERRITORIЯ подобна плавильному котлу, в котором перерабатываются новые идеи, возникающие в театре, изобразительном искусстве, музыке. И все это с участием не только состоявшихся профессионалов из разных стран, но и студентов российских творческих ВУЗов. Евгений Миронов, сам начинавший свою театральную жизнь в провинции – в волжском городе Саратове, прекрасно понимает, как важно молодежи быть в курсе всех новаций.

Фестиваль в Перми состоялся в сентябре, а уже в октябре – новая затея Театра Наций: международная серия спектаклей "Шекспир@ Shakespeare" – нечто вроде заявки на проведение в России Международного шекспировского фестиваля. Это давняя и пока несбывшаяся мечта Миронова, блистательного исполнителя роли Гамлета в спектакле известного немецкого режиссера Петера Штайна.

Ну, а вне Театра Наций актерская жизнь Евгения Миронова продолжается не менее бурно. Этот год принес ему новую серьезную работу, которую зрители пока еще не видели – роль великого писателя Федора Достоевского в телевизионном сериале. Новый год артист встречает в этом образе.