ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ТЕАТР В РОССИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ "ОБЩЕПИТОМ"

Газета "Комсомольская правда"
20.09.2008
Александр Вассар, Иша Шатрова
(по материалам пресс-конференции)

В провинциальном городке Лысьва, Пермского края, открылся VII Всероссийский Фестиваль театров малых городов России. Лысьва принимает почетное бремя его проведения уже второй раз. Нынешнему убранству и техническому оснащению "Лысьвенского муниципального театра драмы им. А. Савина" могут позавидовать многие театры краевого центра. К тому же в эти дни фестиваль украшает присутствие актера и художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова.

— Вы знаете, я сам человек провинциальный и горжусь этим. Я считаю, что самое лучшее идет из глубинки. И это не отмаз, что "Вот, мол, мы и провинцией занимаемся". В настоящее время опасным для театров является не то, что финансирование будет другим, а то, что театры разваливаются внутри себя. Все перешли на коммерческую жилку. Сегодня перед открытием мы общались с актерами Лысьвенского и Прокопьевского театров. Я лишний раз убедился, что театр в России не является одним из перечней "общепита", который легко "переварить". Те же шахтеры ходят в театры не для увеселений.

Сам Евгений оказался очень скромным человеком. Он живо, с интересом общался с публикой и немного тушевался перед прессой. Когда ему сказали, что он главная персона фестиваля, он ответил:

— Я думаю, людей может привлечь сюда авторитетность председателя экспертного совета "Золотой маски" Должанского Романа Павловича и министра культуры Пермского края Бориса Леонидовича Мильграма.

Мильграм же в ответ на это назвал Евгения Миронова "хозяином фестиваля".

В этом году в фестивале участвуют театры из девяти городов: Новый Уренгой, Прокопьевск, Минусинск, Мариинск, Каменск-Уральск, Тобольск, Нижневартовск, Орск и, естественно, Лысьва. Все билеты были распроданы задолго до открытия. В жюри – ведущие театральные критики: Наталья Каминская (Москва), Татьяна Тихоновец (Пермь), Евгения Троп (С.-Петербург), Александр Вислов (Москва) и Олег Лоевский (Екатеринбург). Победитель фестиваля получит возможность выступить в Москве, что для "местечковых" театров немаловажно.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Открывал фестиваль спектакль "Шведская спичка" в постановке молодого режиссера Театра Наций Никиты Гриншпуна. Спектакль уже имеет награду "Хрустальная Турандот 2007". Смелая трактовка Чеховских рассказов на лысвенской земле вызвала настоящий фурор. Только-только оперившиеся актеры показали, каким должно быть театральное шоу. Мастерская пластика артистов в сочетании со световыми эффектами, играющими не только интенсивностью света, но и цветовыми тонами, создает гипнотический эффект для зрителя. Все просчитано до миллисекунд. Порой создается ощущение, что сам сюжет не столь важен, но он не теряется. Публика наслаждается тем, что происходит на сцене. Выполняя акробатические этюды, ребята умудряются потрясающе петь и играть на музыкальных инструментах. Действо происходит, словно на кинопленке. Даже не верится, что такое можно сделать без дублей и монтажа. Помимо режиссерских находок, в спектакле использованы довольно необычные декорации, выдержанные в некотором минимализме. Полотна-репродукции отражают дух чеховского времени, забавно перекликаясь с сюжетом. Хорошим решением является разделение пространства сцены осветительными приборами: люстрой, фонарным колпаком и тюремной лампой. Практически каждый участник труппы исполняет несколько ролей. Невозможно понять, кем станет персонаж в следующий момент. Перевоплощения происходят прямо на сцене, что не мешает зрителю узнать нового персонажа. Например, придурковатый карлик превращается в следователя, а старообрядцы в лошадиную тройку. Однозначно, что актеры понимают друг друга более чем с полуслова, что и делает спектакль незабываемым.

Хочется верить, что и провинциальные театры способны порождать подобные шедевры.