ЭПОХА ОСВЕЩЕНИЯ

Газета "Коммерсантъ" №72
26.04.2008
Татьяна Кузнецова

В Театре имени Пушкина прошли двухдневные гастроли американской компании Parsons Dance, впервые посетившей Москву благодаря Театру Наций и посольству США. На жизнеутверждающем концерте побывала Татьяна Кузнецова.

Труппа, основанная танцовщиком и хореографом Дэвидом Парсонсом и светодизайнером Хоувеллом Блинкли, за 21 год своего существования объездила 6 континентов, побывав в 30 странах и 235 городах. В Москве она впервые, но, удивительное дело, кажется давней знакомой, настолько соответствует общепринятым представлениям об американском танце.

Артисты труппы имеют репутацию универсалов: хореограф любит повторять, что они владеют всеми стилями – от степа до классики. В шести номерах московского концерта действительно представлены и джаз, и модерн, и элементы хип-хопа. Однако джазовые свинги, брейковый партер, неоклассические большие туры со сменой рук – всего лишь виньетки, украшающие базовый набор элементов, на которых строится хореография Дэвида Парсонса.

Бывший гимнаст, он был премьером и любимым танцовщиком Пола Тейлора – самого спортивного из легендарных американских модернистов, и влияние той атлетичной хореографии выглядит подавляющим. Все эти трамплинные прыжки с моментальным отрывом от пола и зависанием в воздухе, вспрыгивания женщин с разбега на вытянутые руки партнеров с ухающим спуском до уровня талии, безостановочная смена рисунка мизансцен, бешеный темп и рекордное количество движений в единицу времени – это все оттуда, из легендарной компании Пола Тейлора. Формально разностильные, на деле номера Парсонса струятся единым однотипным потоком – слишком заразительным, чтобы сопротивляться его обаянию.

Личное достижение хореографа – номера, построенные на визуальных эффектах. Фотография – его хобби, так что хореограф прекрасно знает цену свету и тьме, выдержке и фиксации. В номере "Танец рук" в луче света пять пар обнаженных рук устраивают целую свистопляску событий и образов: картинки индустриализации (руки изображают поршни и лопасти буйно работающего механизма) сменяются буколическим пейзажем ("ножки"-пальчики безмятежно спускаются с "пригорка"), многоногое насекомое мигом преображается в морские волны. Феерическому успеху номера не помешало даже убогое техническое оснащение Театра имени Пушкина: рассеянный свет прожектора прихватывал вместе с руками их обладателей.

Второй хит концерта – соло "Пойманный", уж виденное в Москве в исполнении звездного "классика" Владимира Малахова. И хотя у Дэвида Парсонса номер исполнял вовсе не звездный Томми Скривенс, на успехе "Пойманного" это не отразилось. Танец-фокус выстроен на прыжках и исполняется в полной темноте под вспышки стробоскопа – так, что приземления танцовщика не видны вовсе. Кажется, что фигура в белых штанах парит над сценой, перелетая из угла в угол на каком-то невидимом тросе – и совсем неважно, красивы ли при этом линии ног танцовщика.

Над академической красотой в труппе и впрямь не заморачиваются: уменьшенная копия теннисистки Серены Уильямс как ни в чем не бывало танцует неоклассику, грудастая девушка с лапшеобразными ногами отлично справляется с темповыми трюками, негр с внешностью отошедшего от дел боксера гладко наворачивает бесконечные цепочки шене. И хотя мужчины выглядят интереснее женщин, явных аутсайдеров в команде Парсонса нет – сумасшедшие перегрузки все выдерживают не просто с легкостью, а с явным удовольствием и веселым куражом.

Вот в этом-то упоении бесхитростным танцем и кроется всемирный успех труппы и самого хореографа Парсонса. Искусство Parsons Dance – это квинтэссенция американского оптимизма, тот наивный культ душевного и физического здоровья, против которого бессилен любой интеллект.