ПАМЯТНИКАМ ТЕСНО В ТРЕХТОМНИКЕ

"Российская газета" №4780
27.10.2008
Анна Никольская

В столице впервые издан "Атлас объектов культурного наследия"

В конце минувшей недели в столице состоялась презентация впервые изданного "Атласа объектов культурного наследия". В уникальном трехтомнике не только описаны самые значимые памятники истории и культуры города, но и помещены их старинные фотографии, а также современные снимки и карты, помогающие определить их месторасположение.

Валерий Шевчук, руководитель комитета по культурному наследию г. Москвы, издавшего атлас, представляя труд, сказал:

— В последние годы в Москве как никогда уделяется большое значение сохранению памятников старины. Это издание поможет всем, кто заинтересован в том, чтобы этот процесс продолжался и дальше: экспертам, историкам, архитекторам....

По мнению представителя Института Генплана Татьяны Царевой, атлас интересен и всем москвичам:

— Каждый житель столицы может в нем найти свой район, проследить его историю, увидеть, где и какие памятники находятся. Наши архивисты старались подобрать планы, которые прежде не публиковались. Например, впервые здесь публикуется план Москвы 50-х годов прошлого века. Он зафиксировал многое из того, что было в городе до революции, в период конструктивизма и в предвоенные годы. А ведь именно сейчас мы выявляем объекты культурного наследия этого периода.

Неудивительно, что на презентацию книги пришло немало ревнителей старины. Среди них корреспондент "РГ" увидела, например, художественных руководителей двух столичных театров – Иосифа Райхельгауза из театра "Школа современной пьесы" и народного артиста России Евгения Миронова из Театра Наций.

Выяснилось, что они – лица, весьма заинтересованные в появлении данного труда. Дело в том, что труппы обоих театров работают в исторических зданиях. "Школа" занимает некогда знаменитый зеркальный зал ресторана "Эрмитаж" на Трубной площади, где бывали Чехов и Шаляпин. А Театру Наций передано старинное здание, где сначала был известный частный театр Федора Корша, а потом – филиал МХАТа.

Обоим худрукам то и дело приходится ломать головы: как, не нарушая законы об охране памятников, лучшим образом приспособить здания к современной театральной жизни.

— Мы с сожалением увидели, – посетовал Евгений Миронов, – что зрителям в нашем театре негде раздеваться, так как слишком узенький гардероб. Менять же в здании-памятнике ничего нельзя. Но, судя по всему, разумный компромисс между историей и современностью все же можно найти. Например, за счет подкопа. Я видел в Европе старинный монастырь, в подвале которого работают современные лифты, доставляя людей на выставки. Просто нужно знать, что можно, а что нельзя. Надеюсь, "Атлас", систематизировавший данные об исторических памятниках столицы, поможет нам в этом определиться.

Депутат Мосгордумы Евгений Бунимович дополнил Миронова:

— Было бы неплохо дополнить такое издание мультимедийным интерактивным приложением – чтобы, войдя в интернет, любой москвич смог увидеть трехмерное изображение интересующего его памятника.

Символично, что и само представление атласа проходило в здании-памятнике – двухэтажном особняке на Тверском бульваре,18, который стоит с пушкинских времен. В 1900-е годы его радикально перестроил Федор Шехтель для винозаводчиков Смирновых, и дом стал изысканным образцом стиля модерн.

Всего же в трехтомнике описано более 4 тысяч памятников истории и культуры, хотя Москомнаследием учтены уже 6,5 тысячи зданий, взятых городом под охрану. Валерий Шевчук пояснил, что в следующем издании перечень будет расширен. В частности, уже в ноябре выйдет постановление правительства Москвы о признании еще около сотни объектов советской архитектуры историческим и культурным наследием города.