МИРОНОВУ НУЖНО 700 МИЛЛИОНОВ

Газета "Известия"
23.05.2007
Елена Ямпольская
(по материалам пресс-конференции)

Известный актер впервые предстал перед журналистами как худрук Театра Наций

"Добро пожаловать в Театр Наций!" – Миронов красноречивым жестом обводит стены в строительных лесах и пустоту, зияющую там, где у Федора Адамовича Корша был когда-то зал на 1040 мест. "Тронную" речь пришлось держать в обстановке строгой аскезы.

Общепринятый рубеж – сто дней на посту – Миронов не отмечал. Приказ об увольнении с должности директора Театра Наций Михаила Чигиря и назначении вместо него известного актера был подписан руководителем Роскультуры Михаилом Швыдким 18 декабря 2006 года. С тех пор миновало уже дней 150, а то и больше. В январе, правда, кто-то из сотрудников ТН запустил "утку" о встрече Миронова с прессой. Пресса собралась. А виновник торжества об этом узнал случайно – он в тот момент как раз и приболел, и премьерные спектакли "Женитьбы Фигаро" играл – в общем, к программным выступлениям был категорически не готов.

Миронова пошло подставили. В интервью "Известиям" он тогда именно такое слово употребил: "подстава". На сей раз, получив веерную рассылку по поводу пресс-конференции, журналисты стали недоверчиво перезваниваться. Так трудовой коллектив подпортил худруку реноме. Отчасти. Сколько мог.

Встреча оказалась абсолютно реальной, но май отличается от января не только этим. Миронов теперь уже не директор (что звучало нелепо и дико), а художественный руководитель. Должность директора-распорядителя занял при нем известный в строительном бизнесе человек Вадим Соловьев. Вообще новая команда более или менее укомплектована. Члены команды прежней, то-есть сотрудники, много лет проработавшие с Чигирем, сгрудились кучкой и комментировали спич то выразительным покашливанием, то междометиями: "да-а", "ну и ну"...

Миронову повезло: в Театре Наций нет труппы. Не придется выяснять отношения с самой капризной – актерской – составляющей коллектива. Так что главный фактор для него сейчас – не человеческий, а технический. Надо завершать реконструкцию, которая толком и не начиналась. Проект эпохи Чигиря предусматривал затраты в 300 млн рублей. Модернизированный и дополненный, он потяжелел до семисот. "При условии идеального финансирования, – поделился мечтами г-н Соловьев, – мы могли бы разрезать красную ленточку месяцев через девять". "А сколько вам реально дали денег в этом году?" – "18 миллионов..." Томимый нехорошими предчувствиями Миронов предупредил сразу: "Я не намерен здесь стариться и лет эдак через пятнадцать с гордостью вам демонстрировать: смотрите, уже на втором ярусе лампочки зажглись..."

К концу сезона у Евгения Миронова появилась программа. Концептуальная, которую он зачитывал с листа и которая, будучи написанной чрезвычайно общо ("самая крупная открытая площадка России", "сохранение лучших традиций в сочетании со смелыми экспериментами", "объединяющий центр постсоветского театрального пространства"), особого интереса не вызывает. А также конкретная – на следующий сезон. Здесь Миронову шпаргалки не требуются. Он знает, из чьих спектаклей мечтал бы составить афишу. Эймунтас Някрошюс, Алвис Херманис, Роберт Уилсон, Робер Лепаж, Андрей Жолдак. Ну и Кирилл Серебренников, разумеется. Переговоры ведутся со всеми, кое с кем – на завершающей стадии. Однако Театр Наций пока будет значиться исключительно на афише: выпускать проекты придется на чужих, арендованных площадках.

Юбилейный, 20-й сезон откроют в сентябре гастролями МДТ – Театра Европы со спектаклем "Жизнь и судьба" по Василию Гроссману. Дальше в календаре отмечены красненьким еще две даты – 125 лет собственно антрепризе Корша и 120 лет со дня здешней премьеры чеховского "Иванова". По такому случаю из Берлина приедет "Иванов" работы "Фольксбюне". Несколько фестивальных программ, пробы и опыты начинающих режиссеров – пока Миронова все это заводит настолько, что он готов "и туалетной бумагой лично заниматься, и к Грефу на прием ходить". Между двумя точками – нижней и верхней – суеты всякой пропасть. Откуда у Миронова время? – интересуются скептики. А откуда, говорят оптимисты, находилось время у его учителя Табакова, который примерно в том же возрасте, на пике актерской карьеры, задумал свой "подвал"?

Однако Табаков и Миронов – люди разные. Желая второму успехов первого, об этих различиях – даже о противофазе характеров и темпераментов – нельзя умолчать. Объединяет мэтра зрелого и мэтра сорокалетнего единственная вещь. Оба придерживаются формулы "если хочешь, чтобы сделано было хорошо, сделай сам". Люди с такой установкой, как правило, идут по жизни далеко.