ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ СТАЛ ХУДРУКОМ

Газета "Известия"
19.12.2006
Марина Давыдова

Директору Театра Наций Михаилу Чигирю предложили в понедельник оставить его пост без объяснения причин. В понедельник же руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой подписал указ о назначении худруком этого театра актера Евгения Миронова.

Михаила Чигиря можно пожалеть. Он жил-поживал, добра наживал не хуже других директоров. Выпускал премьеры (это он первый и пока последний предоставил в Москве площадку для театральных экспериментов Андрея Жолдака). Проводил фестивали ("Фестиваль театров малых городов России" – ну, разве не благородно это звучит?). Потихоньку делал ремонт краснокирпичного здания в Петровском переулке (в советское время – улица Москвина). Здание это, кстати, имеет долгую театральную судьбу. В 80-е годы позапрошлого века здесь открылся театр Корша. Потом, в советские годы, долгое время имел свой филиал МХАТ. Потом поселился Театр Наций, созданная на волне перестройки структура, названная поначалу Театром дружбы народов, но ввиду несколько пошатнувшейся дружбы народов бывшего СССР своевременно переименованная. И вот уж вроде и ремонт стал к концу подходить – сколько веревочке ни виться... И ресторан в театре открылся... И вдруг Чигиря вызывают в ФАКК и объявляют, что он уволен, хотя формально контракт у него до 2008 года, а, согласно неформальному и нигде не писанному правилу, у нас ежели кто чего где возглавил, так возглавлять ему это практически до самой смерти.

Понятно, что человеку просто не повезло – ему выпало жить в эпоху начинающихся театральных перемен. А они явно начинаются. Есть все основания полагать, что ФАКК решило развернуть кампанию по передаче тихих театральных омутов нашей столицы в руки дееспособным и энергичным людям. В первую очередь взгляд представителей Федерального агентства упал на Театр Вахтангова и Театр Наций и соответственно – на Римаса Туминаса и Евгения Миронова. По сравнению с Театром Наций у нас есть, прямо скажем, и более болотистые места, но тут уж – своя рука владыка.

Римас Туминас от предложенной ему чести уже отказался (см. "Известия" от 15.12.2006). А вот Евгений Миронов согласился. Театр Наций ведь хорош еще и тем, что это не репертуарный театр, в нем нет труппы, актерского балласта и прочих прелестей поросшего плесенью стационара. Тут можно творить, выдумывать, пробовать.

Вряд ли самый талантливый актер своего поколения попал бы в поле зрения ведомства Михаила Швыдкого, если бы он не провел совсем недавно фестиваль современного искусства TERRITORIЯ. Опыта менеджерской работы у Миронова, прямо скажем, еще маловато, но зато у него есть опыт работы с крупными европейскими режиссерами и неподдельный интерес к новым веяниям в театре. Он, один из немногих среди наших артистов, всегда с энтузиазмом допытывается, где ты был, что интересного видел и как фамилия того режиссера, спектакль которого произвел на тебя столь сильное впечатление. Иными словами, он может (теоретически) сделать Театр Наций открытой гастрольной и проектной площадкой западного образца. На это, по всей видимости, и рассчитывают в Федеральном агентстве. Справится ли Миронов с такой грандиозной задачей практически – отдельный непростой вопрос, ответ на который может дать только время.

ЭКС-ДИРЕКТОР ТЕАТРА НАЦИЙ МИХАИЛ ЧИГИРЬ: "У МЕНЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЖЕНЯ НЕДОЛГО ТУТ ПРОДЕРЖИТСЯ"

"ИЗВЕСТИЯ": Вы имеете право обжаловать решение Федерального агентства в суде?

ЧИГИРЬ: Не уверен, что у судебного разбирательства есть перспективы. Подать иск, конечно, можно. Но я не собираюсь этого делать. Собственник имущества, согласно существующему кодексу, имеет право принять решение о досрочном прекращении срока трудового договора.

"ИЗВЕСТИЯ": А у Вас есть какие-то личные предположения, почему выбор пал именно на Театр Наций и на вас?

ЧИГИРЬ: Ну, захотели в агентстве сделать подарок Евгению Миронову. Хотя я почти уверен, что инициатива не от него исходила. Я говорил с ним на эту тему, и у меня нет оснований сомневаться в его искренности – он уверял, что сам был удивлен неожиданным предложением. А предложил ему театр Михаил Швыдкой. Я, правда, почти уверен, что в самое ближайшее время Женя окажется банкротом как директор. Он просто не потянет эту лямку. Человек, занятый съемками, репетициями, спектаклями... У меня уходило на все здешние дела как минимум 8 часов в день. И, значит, будет, в конце концов, поставлен сюда кто-то другой, а театр будет перепродан. По закону теперь можно ведь и продавать памятники культуры. Это отчасти напоминает историю с театром Анатолия Васильева. Но если в деятельности "Школы драматического искусства" нашли определенные нарушения, чтобы освободить Васильева от роли директора, оставив ему только должность худрука, то в Театре Наций, прислав две ревизии, не смогли ничего найти. Просто взяли и уволили меня без объяснения причин.

"ИЗВЕСТИЯ": Но, насколько я понимаю, Миронов станет худруком театра, директором он не может быть по определению. Он не предлагал Вам директорскую должность?

ЧИГИРЬ: Пока нет, хотя я думаю, что нашел бы с ним общий язык. Как артиста я его высоко ценю. И с Кириллом Серебренниковым, с которым он сотрудничает, я бы тоже нашел общий язык. Я ведь и с радикальным Жолдаком его нахожу. Но у меня такое ощущение, что Женя недолго тут продержится и что за всем этим стоят имущественные интересы.