ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ЖИЗНЬ "НА НАДРЫВЕ"

Газета "Красная звезда"
21.05.2005
Валерия Морозова

Посмотрев "Побег" Егора Кончаловского, еще раз убеждаешься, что не зря за народным артистом России Евгением Мироновым закрепился статус "странноватого" актера. Сценаристы и режиссеры здесь абсолютно ни при чем. Дело в том, что манера игры Евгения придает героям – где слегка, а где и больше – сумасшедшие очертания. Дикий, потерянный взгляд, резкие движения, постоянное напряжение – все это приемлемо для Миронова. Но именно эти качества притягивают зрителей, а режиссеров заставляют снимать актера снова и снова.

Кто бы мог подумать, что главным толчком к выбору профессии послужило желание Евгения Миронова, родившегося в 1966 году в Саратове в семье рабочего, избавиться от страха и робости. Именно оно привело его еще в школе в драматический кружок. Но первый выход на школьную площадку обернулся провалом: мальчик пел трагическую песню про комсомольца, а зрители... хохотали до слез. Тем не менее после восьмого класса Миронов поступил в Саратовское театральное училище. Но и там, а позже и в Школе-студии МХАТа робость не исчезла.

Бывало, у группы одновременно проходили занятия на пятом и на четвертом этажах. Миронов отпрашивался у Олега Табакова, спускался ниже и... говорил, что его ждут на пятом. А сам в это время прогуливал, потому что все еще стеснялся сцены, этюдов, одногруппников. Однако из училища Евгения не отчислили, потому как педагоги стали замечать в нем проблески таланта. И не ошиблись. Уже на втором курсе его пригласили играть в драматическом театре. Потом пришел вызов на пробы фильма Элема Климова "Иди и смотри". Женя пробы прошел и был утвержден на роль главного героя, но побоялся сказать об этом руководителю курса. В результате роль досталась Алексею Кравченко.

Евгений Миронов стал актером Театра-студии под руководством Олега Табакова. На сцене "Табакерки" он сыграл много ролей: парня в спектакле "Прищучил", Александра Адуева в "Обыкновенной истории", квартального Пуговицына в "Ревизоре", Юджина Джерома в "Билокси-Блюз", Давида Шварца в "Матросской тишине", а также Колю в спектакле "Звездный час по местному времени", Франциска в "Мифе о Дон Жуане", Бумбараша в "Страстях по Бумбарашу", Лебезятникова и Хомутова в "Анекдотах", Сашу в "Еще Ван Гог..." и другие. Кроме того, его приглашали в свои постановки известные режиссеры Валерий Фокин и Петер Штайн. Кстати, его роль Ореста в "Орестее" – спектакле, поставленном Петером Штайном на сцене театра Российской армии, имела немалый успех в Европе.

В кино Евгений Миронов первую роль сыграл в 1988 году – в фильме Александра Кайдановского "Жена керосинщика". Широкую же известность и признание как зрителей, так и специалистов Евгений получил после исполнения главной роли в фильме "Любовь" Валерия Тодоровского. В роли московского парня Саши Миронов возвращал на экран старые романтические символы любви и веры, наполнив их острым современным содержанием. За сыгранную роль актер удостоился целого ряда кинематографических наград, как отечественных, так и зарубежных, и был признан лучшим актером 1992 года.

А вскоре поначалу почти незаметный эпизодический персонаж из фильма Дениса Евстигнеева "Лимита", талантливый программист Михаил, в процессе съемок стал в один ряд с главным героем благодаря таланту актера. В дальнейшем Миронов снимался у Михаила Швейцера, а за работу в фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем" актер на фестивале "Созвездие-95" получил приз за лучшую эпизодическую роль. Несомненная творческая удача Евгения Миронова – фильм Владимира Хотиненко "Мусульманин", в котором артист сыграл одну из своих лучших главных ролей в кино. Стоит отметить также созданный Мироновым образ Хлестакова в комедии Сергея Газарова "Ревизор", в которой снималось целое созвездие российских актеров, в том числе Никита Михалков, Зиновий Гердт, Армен Джигарханян, Марина Неелова, Владимир Ильин. В фильме Евгений активно экспериментировал, сыграв Хлестакова невинным, инфантильным, почти неземным созданием.

Евгений Миронов снялся и в нескольких фильмах, посвященных военной тематике: "Перед рассветом", "В августе 44-го", "Делай – раз!", "Анкор, еще анкор!". Критики считают, что роль главного героя "В августе 44-го", военного разведчика капитана Алехина, – одна из наиболее удачных ролей Миронова в кино.

Получив широкую известность, Евгений стал одним из самых завидных женихов кинотусовки. Он, как и многие актеры, влюбчив. Но в реальной жизни не все столь удачно, как зачастую в кино. Серьезные отношения с женщинами у него не складываются. Вероятно, причина в том, что он чересчур серьезно относится к вопросам семьи. Как признался однажды сам Евгений, "сейчас нет почвы для создания семьи. Квартира нужна... Может, я неправ... Но тогда нужно было жениться в восемнадцать лет, когда плевать на все и с милой рай в шалаше... Но случилось по-другому, значит, так надо".

Кстати, во время учебы Евгений Миронов был влюблен в Машу Горелик. История их отношений фактически легла в основу картины Валерия Тодоровского "Любовь", в которой Миронов сыграл главную роль. В реальной жизни Маша тоже уехала в Израиль. Может быть, первая любовь еще не прошла...

Несколько лет назад, во время работы над "Гамлетом" у Петера Штайна, актер практически не спал – не мог. Если засыпал, то пробуждался оттого, что представлял себе очередную мизансцену, все записывал и шел на репетицию. "Это было не просто мучением, – вспоминает Миронов. – То был наркотик. Абсолютно точно в течение трех месяцев я был в наркотическом опьянении от Шекспира и от Штайна. Я "подсел" на "Гамлета". И вышел с очень тяжелыми последствиями, потому что, когда первый раз закончил играть, почувствовал, что надо не то что отдохнуть – впору лечиться". В результате Миронов очутился в специальном подмосковном пансионате, большинству пациентов которого было за 70. Приезжающие проведать коллеги недоумевали: разве можно настолько входить в роль, чтобы потом выходить из нее уже в больнице? Так и с ума сойти недолго.

Это сегодня большинство постановщиков прислушивается к актеру и соглашается с его импровизациями на съемочной площадке. А еще 5 лет назад некоторые маститые режиссеры не хотели снимать Евгения Миронова из-за его якобы вздорного характера. Вроде сделай то, что говорит режиссер, и тогда новые роли – твои, но Евгений всегда считал иначе: "Я не пластилиновый и не восковой. Не люблю, когда артист становится материалом для лепки. Я могу участвовать в процессе создания спектакля только полноценно, вместе с режиссером. Если этого нет, я либо прекращаю сотрудничество, либо хитрю, но гну свою линию". Понятное дело, что подобное мало кого устраивало. Поэтому некоторое время Женю минимально задействовали в съемках, предпочитая не связываться с актером "не от мира сего". Теперь ситуация радикально изменилась. Сыграв князя Мышкина в сериале "Идиот", Евгений закрепил за собой статус "странного" актера.

Но обвинять Миронова в сумасшествии было бы глупо. Он тем и интересен, что играет "на надрыве".