РАДИОСТАНЦИЯ "ЭХО МОСКВЫ": ПЕРЕДАЧА "ДИФИРАМБ"

echo.msk.ru
16.10.2004
Ведущая: Ксения Ларина

Гость: Михаил Козаков

...


ЛАРИНА: Кино, про которое Вы мне рассказывали не в эфире, кино, которым Вы сейчас занимаетесь. Я знаю, что у Вас есть опасения, что не все сегодня может произойти.

КОЗАКОВ: Я стараюсь, когда я делаю, не думать об этом. Мне важно, чтобы я был абсолютно искренен и честен. Это кино "Играем Шекспира", это для ТВЦ. Я благодарен, что мне предоставили возможность. Начиналось все как передача к моему 70-летию. Вот я играл Гамлета в 22, теперь Лира играю, между этим играл разные шекспировские роли. Почитаю эти монологи, фрагменты покажем.

ЛАРИНА: Т.е., чисто такая театральная история.

КОЗАКОВ: Да. А потом я что-то откомментирую. И вдруг как бы Шекспир сказал "нет, товарищ Козаков, ты со мной так не обходись, я ставлю такие вопросы, о которых ты должен подумать сегодня, а не просто роли играть". И я старался подумать (стараюсь, во всяком случае, еще не закончил) на пленке, т.е. превращается это в 3-серийный фильм, художественный, надеюсь.

ЛАРИНА: Публицистический.

КОЗАКОВ: Публицистический. С хроникой от Сталина до Беслана. Потому что каждая эпоха, она ставит какие-то свои... и вечные, и свои вопросы. Вот я сейчас слушал вместе с Вами новости. Вот идет, допустим, антисемитизм, Чечня, да любой вопрос. И, допустим, у меня идет Шейлок во второй серии, называется "Две комедии". "Комедия ошибок" – 70-е годы: это двойной стандарт 70-х, дефицит нравственности, и сумасшествия какого-то, и при этом показухи, и какое это нашло отражение в "Комедии ошибок" Гаузнера – сценарий, который написал по Шекспиру Фридрих Горенштейн, такой был замечательный писатель, он умер в Германии. А потом идет Шейлок, противостояние иудейства, христианства, и это ведет дальше ислам, противостояние конфессий.

ЛАРИНА: Это что, на истории мира или на истории страны все-таки?

КОЗАКОВ: На истории страны. Называется "Играем Шекспира". Поэтому там у меня играют в фильме и Смоктуновский... "Гамлет" идет – я беру и Высоцкого, и Смоктуновского, вспоминаю Михаила Чехова. А монолог "Быть или не быть" смонтирован на 5 актеров: Лоуренс Оливье, Пол Скофилд, Смоктуновский, Высоцкий и ваш покорный. Все Гамлеты. И другие. Но пять, мы играем один монолог. И это такая попытка соединить. Не знаю, что получится. Но все заканчивается, 3-я серия, – Лир. Лир – это уже обобщение. Павел Осипович Хомский, я у него репетировал, мы придумали, что Лир видит своих дочерей маленькими, как все старые отцы, три девочки в спектакле играют параллельно во взрослыми актрисами. И в конце, когда убита Корделия и старик Лир несет девочку на руках... Мы не знали, что будет Беслан, теперь... А Хатынь у меня была в голове, вот этот памятник старика. Поэтому финал картины – все Лиры понесут своих детей, мужики, старые люди, на руках, и все это смонтируется с отцами, несущими девочек в Беслане.

ЛАРИНА: По этой тогда логике должен быть и Ричард в такой галерее.

КОЗАКОВ: Я беру только те роли, которые играл. Но Ричард упоминается, как и другие роли. Вот это попытка (я говорю "попытка", я стучу по дереву громко) создать такую 3-серийную... если хотите, может быть, это самая трудная работа, которую я в жизни делал, самая ответственная, это точно. Даже ответственнее, чем "Медная бабушка". Там Пушкин, страшная ответственность. А здесь просто я замахнулся... так вот чтобы не получилось, что замах рублевый, удар хреновый.

ЛАРИНА: Когда собираетесь закончить?

КОЗАКОВ: Не знаю. Пока у нас сроки, они давят малец, денег-то не хватает, как всегда, на монтаж. Но я говорю: товарищи, дайте мне доделать эту работу, чтобы я мог сказать, что я сделал все, что мог.

ЛАРИНА: Так события прибавляются и прибавляются. Мы живем в таком мире, очень быстро меняющемся.

КОЗАКОВ: Я думаю, что Шекспир и то, что я пытаюсь сделать – это не устареет. ...