NEWЗНАЙКА

Журнал "Эксперт" №39
18.10.2004
Всеволод Бродский

Российская анимация, на многие годы загнанная в глубокое подполье, в конце октября собирается вновь напомнить о своем существовании миру – или, по крайней мере, отечественной публике. 28 октября в широкий прокат выходят сразу несколько полнометражных мультфильмов российского производства. ...

"Щелкунчик", в отличие от старого советского мультфильма, не имеет ничего общего с балетом Чайковского. Это самостоятельная переделка сказки Гофмана: действие перенесено в Петербург, участвуют в нем новые, неизвестные до сих пор персонажи, страшный Мышиный король превратился во вредного и жалкого зверька. Сделан "Щелкунчик" по вполне европейским лекалам – тщательная, в меру авторская анимация, изысканные задники, ненавязчивый псевдоклассический саундтрек, специально написанный для фильма выпускником консерватории. О своем видении современного рынка анимации "Эксперту" рассказал продюсер "Щелкунчика" Владимир Репин.

— Как Вы пришли к мысли создать полнометражный коммерческий мультфильм?

— Наша студия была основана в 1991 году, и поначалу нам приходилось зарабатывать на жизнь и на съемки самыми разными способами – телепрокатом, просто всякими торговыми операциями, производством рекламных роликов. Но с 1996-го – с тех пор как мы приобрели статус международной компании, стали сотрудничать с инвестиционной компанией из Мюнхена Argus Film Fonds – мы занимаемся только производством фильмов. Германия традиционно является крупнейшим инвестором в голливудское кино. Мы поставили задачу какую-то часть этих колоссальных денежных потоков перенаправить на Восток. Тринадцать лет я являюсь независимым продюсером, и вот сейчас наконец-то вижу, что и кинематография, и анимация в нашей стране становятся бизнесом. Складывается ситуация, о которой в 1991-м мы могли только мечтать.

— "Щелкунчик" изначально был совместным проектом?

— Нет, изначально мы создали пилот – причем в другом дизайне. Неожиданно для нас он получил престижную награду на анимационном фестивале в Нью-Йорке, золотую медаль "За лучшую в мире анимацию". Интересно, что серебряную получил "Дисней". После этого у нас нашелся германский инвестор, небольшая немецкая продюсерская компания, до этого вложившая деньги в фильм "Нигде в Африке", который получил "Оскара" в прошлом году. Безусловно, мы видим недостатки нашего фильма. Где-то мы поторопились, где-то анимация могла быть получше. Есть недочеты в драматургии, мы старались успеть к сроку – нам было отпущено два года. Это очень маленький срок, у Диснея фильмы делаются по пять лет, причем коллективом раз в пять большим. Тем не менее нам кажется, что в целом зрелище получилось классное. ...

— Советская школа анимации была одной из самых сильных в мире. Вы сотрудничаете с ее представителями?


— Старая гвардия – она до сих пор жива, без нее не обходятся ни на одной студии. Хотя мы все больше обращаемся к молодым. Наша студия в основном работает с выпускниками Московского лицея анимационной кинематографии. Процентов на семьдесят. "Щелкунчик" сделан руками не старой гвардии, а вот этих мальчиков и девочек, которым по девятнадцать-двадцать лет. ...

— Почему Вы предпочли традиционную технику? Вроде бы в мире лидирующие позиции занимает трехмерная анимация.


— Это спорный вопрос. ... Дело в том, что трехмерная анимация быстро умирает. Софт совершенствуется гораздо быстрее, чем фильмы должны работать. Между тем рисованное кино живет десятилетиями. В "Щелкунчике" мы достаточно осторожно кое-что делали в трехмере – фоны, например. Вообще 3D стоит заниматься только тогда, когда ты уверен в своей технологической оснащенности и профессиональной подготовленности. ...