НА ОДНОЙ ВОЛНЕ

Газета "Уральський рабочий"
13.10.2000
Марина Залогина

Нынешний октябрь дарит нам сразу два театральных шедевра: "Борис Годунов" Донеллана и "Гамлет" Штайна. Задолго до представления в Екатеринбурге появились актеры, которых зрители знают и любят. Она – Ирина Купченко. Он – Евгений Миронов.

Разные поколения. Разная аудитория. Но души – родственные.

Оба они обладатели российского кинематографического приза "Ника": Купченко – за лучшую роль второго плана в фильме "Забытая мелодия для флейты", Миронов – за роль в фильме "Лимита". Но самое главное, что их объединяет и даже роднит, – это трепетное отношение к таланту друг друга.

Ирина Купченко впервые увидела Миронова в финальной сцене фильма Валерия Тодоровского "Любовь". "У него были такие глаза, такой взгляд, которого не увидишь не только у молодых актеров, вообще, мало у кого из актеров". По-настоящему – душой, а не глазами – Купченко увидела Миронова на премьере "Братьев Карамазовых". Услышав интонацию, с которой актер в роли Ивана Карамазова отвечал на вопрос "Есть ли Бог?" Евгений Миронов запомнил Купченко, как и многие в нашей стране, с ее пронзительного, еще студенческого дебюта в "Дворянском гнезде":

— И... влюбился! Но это, конечно, банально, потому что в нее все влюбляются всегда! Все мужики в этой стране и в других!

Но самое яркое впечатление осталось от Ирининой игры в михалковском фильме "Вспоминая Чехова".

— Я видел несколько съемочных дней. Снимали в крошечном помещении, сесть было некуда, я сидел на коленях у Михалкова и смотрел, как работает Ирина Петровна. Вот это был концерт! Женщина-мечта каждого мужчины преобразилась в какую-то грязную алкоголичку... Это было впечатление!

По дороге в Екатеринбург, в самолете, они заговорили о разнице между актрисой и актером. Купченко утверждала, что разница – такая же, как между вообще женским и мужским. Миронов пытался уточнить – какая? И сошлись на том, что время – больше враг женщине, чем мужчине. Купченко подметила, что с тех пор, когда в театре играли только мужчины, до сегодняшнего дня в драматургии мужских ролей больше, чем женских. Миронов, обратив серьезную беседу в шутку, притворно ужаснулся, представив, что при подобном раскладе роль Купченко в "Дворянском гнезде" пришлось бы играть Игорю Костолевскому, например! Между прочим, вспомнили и фразу, сказанную героиней Алисы Фрейндлих в фильме "Успех": "Актерство и мужчина – это перебор, нередкие мелодраматичные моменты неестественны". Но Миронов считает свою профессию мужественной, требующей большой психологической и физической силы.

— Не зря наш педагог Олег Павлович Табаков на первых порах нашего студенчества не делал скидок – девушка ты или мальчик. Правила были жесткими абсолютно ко всем. Актер – профессия на выживаемость.

Коллеги, фамилиями которых пестрела беседа, вызывают самое искреннее расположение и у Купченко, и у Миронова. Но что делать, когда партнер неинтересен или даже вызывает неприязнь?

— Бывают такие моменты, но с партнером работать, если ты его не любишь, невозможно. Поэтому ты придумываешь себе человека, рисуешь что-то другое, придумываешь любовь, потому что иначе никогда ничего не выйдет! – считает Ирина Купченко.

— А с другой стороны, неприятный в жизни человек, если он талантлив, на сцене меняется. Если мы "на одной волне", то мы забываем про все неприязни, – размышляет Евгений Миронов.

Что же касается причины приезда актеров в Екатеринбург, то штайновский "Гамлет" здесь отметит свою знаменательную дату – два года на сцене. Хотя ее-то в привычном понимании этого слова на представлении не будет – спектакль будут играть в цирке. И это не потому, что у города нет хорошей площадки. Играть на боксерском ринге, окруженном зрителями, – такова была первоначальная задумка Штайна. В результате ринг "трансформировался" в арену цирка, и это устраивает как актеров, так и режиссера. Однако играть в нашем цирке для труппы будет испытанием, потому что он вмещает самое большое количество зрителей, для которого только играли "Гамлета" – 2600 человек.