ОЛЕГ БОРИСОВ. 16 ЛЕТ ЛЕЙКЕМИИ

Газета "Московский комсомолец"
21.11.1999
Наталья Ртищева

Юрий Борисов, сын Олега Ивановича Борисова, снял художественно-публицистический фильм по дневникам своего отца "Пришельцам новым". Действие происходит в Киеве, где артист работал, в Плесе, где он родился, и в Венеции, где он никогда не был. Мы все время думаем, что артисты живут какой-то особой, счастливой жизнью, и, как правило, не знаем ни этой жизни, ни этой судьбы. В этом месяце Олегу Ивановичу Борисову исполнилось бы 70.

Его нет уже 5 лет.

Для нас. Но не для его сына.

— Юра,
... почему в Вашем фильме Борисова играет Евгений Миронов? Он так похож?

— Он не играет отца. Это его альтер эго, двойник. Миронов умеет, как Олег Иванович, воздействовать молча, без слов. У отца была схожая история. Он снимался в болгарском фильме и, не желая учить болгарский язык, вычеркнул слова. Все вокруг говорили по-болгарски, а он молчал. За это и получил приз на кинофестивале в Венеции.

— За лучшую мужскую роль?

— Да, 90-й год. Пресса почему-то об этом умолчала. Приз стоит у нас дома, а отца даже не выпустили на фестиваль. Делегация Союза кинематографистов была заполнена другими желающими. Фильм называется "Единственный свидетель". Мы ездили в Венецию, снимали там из дневников его сны – не суждено было ему на гондоле прокатиться, это его беспокоило последние семь месяцев. У Булгакова есть запись: "Когда я умру, я прикажу своему духу обязательно слетать в Париж, потому что я никогда там не был". Что-то подобное я проделал с духом Олега Ивановича.

— А какие еще сны у него в дневниках?

— Он в утробе матери, вокруг летают ангелы. "Ты хочешь родиться?" – спрашивают они. "Хочу, мне здесь неудобно". – "А ты хорошо подумал?" – "Да. А где я появлюсь на свет? В Венеции? Тут карнавал, мне здесь так нравится". – "Нет, это не для тебя. Ты родишься у бедных голодных родителей в страшной стране". ...

— У отца в течение жизни меняется имидж. Начинал с простаков...


— В Киеве он даже Шекспира играл, но кончилось все "За двумя зайцами", и это повисло над ним на долгие годы. Метаморфозы начались у Товстоногова – он открыл в нем драматического артиста. Но из драматического в трагическое мироощущение его перевел Достоевский: "Кроткая", "Подросток". Он в этот мир вошел с концами. В дневнике есть запись: "Что вы читаете?" – "Достоевского. Подряд. Не торопясь". Это чтение подряд, не торопясь, шло все последние годы. ...

— Я слышала какую-то мистическую историю с Хлестаковым, которого он так и не сыграл.


— Хлестаков – получертик – однажды постучался к Олегу Ивановичу ночью и попросился на ночлег. В его жизни много было религии и много мистики. Малый театр когда-то звал его играть Хлестакова. Но он тогда получил заслуженного артиста Украины, очень удачно работал в Киеве и отказался. С тех пор Хлестаков начал ему мстить. Этот мистический персонаж прошел через половину его жизни. Это он затягивает его в БДТ, подстраивает ему конфликт. Несыгранные роли оживали в его снах и управляли его судьбой. У всех ощущение, что Борисов все имел, прожил счастливую жизнь, и никто не знает этой жизни, этой судьбы. Я хотел в фильме выйти за рамки просто судьбы, рассказать об Артисте, который жил в это время, в этой системе и был честен. Я не могу сказать, что мы были чем-то обделены, но когда уходит большой артист, наша страна проявляет полную незаинтересованность. Они считают, что памятник делать не нужно. Мемориальные доски надо срывать. Потому что это напоминает колумбарий. И ни от кого никакой помощи. Памятник мы получили благодаря Насте Вертинской, которая пробилась в высшие эшелоны. Государство удивительное. Как оно при жизни не бережет то, что является цветом нации, так и потом. ...