"ПРИШЕЛЬЦЕВ НОВЫХ" БОГОТВОРИЛ

Эльга Лындина
1999
(из личного архива Евгения Миронова)

Так сказал об Олеге Борисове режиссер Леонид Хейфец, максимально точно пределив суть трагического таланта выдающегося актера

Сейчас Олегу Ивановичу Борисову исполнилось бы семьдесят. Этой дате издательство "Артист. Режиссер. Театр" посвятило книгу "Без знаков препинания". Это дневники актера, которые он вел двадцать лет, почти до последнего дня своей жизни. Книга подготовлена к печати сыном – режиссером Юрием Борисовым. ОРТ показало документальный фильм "Пришельцам новым", снятый Юрием Борисовым и известным артистом Евгением Мироновым по дневникам Олега Борисова. И книга, и фильм по-новому открывают для нас незаурядную личность актера, избегавшего суеты, публичности, излишнего общения с прессой и телевидением.


— Я долго думал, что положить в основу фильма об отце, – говорит Юрий Борисов. – И выбрал путь биографического рассказа, потому что молодое поколение, да и не только молодое, мало знает о подлинной судьбе Олега Ивановича. Казалось, что у него счастливая, безоблачная жизнь, что он всего достиг, увенчан и обласкан. На самом деле все было иначе. Были принципиальные решения об уходе из того или иного театра, согласие или несогласие сниматься, отказ от роли и т.п. Его путь в искусстве оказался очень непрост.

"Дневники" в картине читает Евгений Миронов. По сути это обращение к молодым артистам. О двоих из них отец упоминает в своих записях – об Олеге Меньшикове и Евгении Миронове. С Меньшиковым Олег Иванович снимался в картине "По главной улице с оркестром" и очень в него верил. Миронова видел только на экране в фильме "Любовь" и тогда сказал мне, что с такими глазами сам был в начале пути, когда работал в Киеве, в Русском драматическом театре имени Леси Украинки, после окончания Школы-студии МХАТа.

— Приходилось ли Олегу Ивановичу впрямую работать с молодежью?

— Нет, хотя он мечтал преподавать. Его не пустили ни в один вуз – ни в петербургский ЛГИТМИК, ни в Школу-студию МХАТа, его альма-матер. Почему? Это известно тем, кто его не пускал. Между тем отец удивительно трепетно относился к возможности такой работы. Он, например, просто не понимал, как можно параллельно преподавать и сниматься, надолго покидая своих учеников. Хотя хотел посвятить годы жизни молодым. Писал лекции, которые отчасти вошли в книгу, – не случайно мы назвали фильм "Пришельцам новым".

— Использовали ли Вы в своей картине хронику, киноархивы?

— Мы стремились включить в фильм максимальное количество неизвестных и малоизвестных кадров, фрагментов, хотя их оказалось не так много. Олег Иванович не любил рекламу, не разрешал себя снимать, редко давал интервью, часто во вред себе же. Нам было нелегко. Представьте, что на пленке не осталось такого легендарного спектакля, как "Кроткая".

— Хотя игрался он и на петербургской, и на московской сцене?

— В Санкт-Петербурге тайком от Борисова спектакль запечатлели на кинопленку, но смыли его, когда "Пятому колесу" понадобилась чистая пленка. Я знаю имя и фамилию человека, который это сделал, он не постеснялся расписаться в журнале, занимаясь уничтожением спектакля. В Москве, в Телерадиофонде, я узнал, что смыты три небольших фрагмента из спектакля Театра Российской армии "Павел I", в котором Борисов играл главную роль.

К счастью, у меня что-то осталось на видеокассетах. Благодаря фантастическим возможностям японской электронной техники удалось это использовать в нашем видеофильме.

С кино было много проще. Но Олег Иванович всегда подчеркивал, что он прежде всего театральный артист, чем очень гордился. Он говорил, что его любимые артисты Джек Николсон и Роберт Де Ниро в кино превзошли бы его, считая, что американский кинематограф очень высок в своем профессионализме. Но при этом добавлял, что ежели бы эти актеры имели возможность сыграть в театре Достоевского, то здесь он бы их победил.

Достоевский проходит через "Дневники" отца красной строкой. В своих последних записях отец пожелал всем великим артистам играть Достоевского.