ЛАЙМА – ЗНАЧИТ СЧАСТЬЕ

Журнал "Кот и пес"
05.1997
Марина Зельцер

"Лайма" по-латышски счастье. Семья Мироновых, а точнее, Женя Миронов, актер театра Олега Табакова, нашел свое счастье прямо на съемочной площадке. (В кинобагаже Жени: "Любовь", "Мусульманин", "Анкор, еще анкор!", "Лимита", а на подмостках сцены сыграны: Иван Карамазов, Бумбараш, Орест в "Орестее", Адуев-младший...). Его сестра Оксана – балерина, солистка Московского классического балета В. Василева и Н. Касаткиной, симпатичная, светлая и очень дружелюбная. Женя с Оксаной вместе росли, их объединяют общие творческие интересы и одна любовь – Лайма.

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ БЫЛО НЕЛЬЗЯ

Фильм назывался "Любовь". И все вокруг шло под знаком любви: атмосфера съемок, чувства артистов, играющих в ней, любовь зрителей, пришедшая к Жене сразу после выхода фильма. До сих пор Женя считает эту свою работу самой любимой, потому что, во-первых, он тогда ничем не занимался, кроме этой картины, а, во-вторых, после нее посыпались призы, пошла слава в узком кругу коллег и в широком – зрителей. И может быть, эта удача, победа, ощущение счастья связаны еще и с появлением на площадке маленького коричневого, коротконогого и вислоухого существа.

Жила семья Мироновых в то время в общежитии, вчетвером (Женя, Оксана, их мама и папа) в маленькой комнатке, а с приходом Лаймы их стало пятеро.

— Мы возвращались с Женькой со спектаклей, – вспоминает теперь Оксана. – Долго болтали, смеялись. И с таким же хорошим настроением просыпались и вели гулять нашу малышку. Прошло пять лет, наше "счастье" выросло, еще вытянулось и по-прежнему радуется жизни и радует нас своим лучезарным характером.

А началось с того, что, кроме Жени, в "Любви" дебютировала еще одна совсем юная актриса. У хозяйки квартиры, предоставленной для съемок, жила такса, которая незадолго до начала фильма родила нескольких очаровательных таксенышей. Всех, кроме одной, пристроили. Ту, которая осталась, хозяйка мечтала снять в картине. Попробовали. И таксочка проявила актерские способности. Играла наравне с профессионалами. Нисколько не зажималась, не боялась и проявляла огромный интерес ко всему происходящему. Жене она очень понравилась. И во время съемок он к ней так привык, что уже не мог от нее оторваться. Они и вне работы ходили по съемочной площадке вместе, как влюбленные. Ей Женя доверял свои первые актерские сомнения, а она его поддерживала своей любовью и вселяла веру в себя. У него появилась мечта после фильма оставить ее себе, купить эту таксочку. И однажды вечером он как-то особо восторженно стал домашним рассказывать: "Там такая собака..." А мама говорит: "Да ладно... Она как змея длинная, эта такса". Вдруг он раскрывает свою сумку, высовывается сначала мордочка... И лезет, лезет... И нет конца. Такая длинная, длинная, длинная... И все хором: "Мама, берем, берем." Мама, не раздумывая, сказала: "Ну, давайте". Так таксочка осталась у Мироновых. На съемках она была безымянной. А тут зашел Володя Машков. Ему очень нравилась певица Лайма Вайкуле. Наверное, такса ему показалась такой же грациозной и стильной, и он предложил: "Пусть она будет Лаймой".

ЛАЙМА ВЫБИРАЕТ ДРУЗЕЙ

Женя долго снимался с Лаймой, поэтому она его больше всех знала. Привыкла к нему и полюбила. Но оказалась вообще очень приветливой и общительной. Уже через несколько дней стала полноправным членом семьи. Однако она не столь проста, как кажется: знает всех друзей Жени и Оксаны, их родню, и всех-то она различает. Если ей не понравился человек, общаться с ним не будет. Ее не купишь никакими подарками. Она просто отойдет и все. (Не могу не похвастаться. Когда впервые попала в этот дом, еще на лестнице, неожиданно, подняв глаза, увидела маленькое продолговатое существо с длинными ушами и огромными черными глазами, которое вышло встречать и показало мне дорогу в квартиру. Ну, а дальше... Я не могла спокойно раздеться. Боялась наступить на Лайму, так как с первой секунды она начала вертеться возле ног, вилять хвостом с бешеной скоростью, становилась на задние лапы, подпрыгивала. Облизала мне руки, пыталась лизнуть в лицо. В комнате Лайма опять требовала общения: то ложилась на спинку, чтобы я ее гладила, то подпрыгивала. И даже подвигалась поближе, заметив, что мне не очень удобно ее гладить.) Если у Лаймы хорошее настроение, то она будет приставать, веселиться, ласкаться, словом, всячески обращать внимание на себя. А если у нее нет настроения, она становится такой вредной, к ней лучше не подходить. Замкнется и уйдет куда-нибудь.

ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ

Отношение к сватовству, замужеству, да и просто к случайным связям у Лаймы оказалось очень серьезным. Возможно, даже несовременным, консервативным. Первый раз привели к ней жениха. Он ей не понравился. Она вообще не подпустила его к себе. Рычала. Они чуть не подрались. Потом – второй. Она и его отвергла. И только третий, уже неожиданно для всех, вдруг ей очень понравился. Он был совсем не похож на нее, какой-то черненький. Начался роман. Завершился он рождением девяти очаровательных щеночков. И все. До сегодняшнего дня больше серьезных романов не было. А на улице Лайма ведет себя своеобразно.

— Когда мы выходим на прогулку, – рассказывает Оксана, – она начинает так воображать... Ну, актриса... Негде ей пока еще раз свои способности проявить, так хоть во дворе, перед собаками и их хозяевами. Если же она видит собак мужского пола, то моментально меняется поведение, внешне просто преображается. Дома – сама простота, может и вразвалочку пройтись. А здесь... Осанка сразу появляется. Становится такой изящной и интересной. Сама грация. (Неудивительно, ведь хозяйка – балерина.) Но она подойдет, понюхает... И дальше пойдет. На сближение не идет. Она гордая очень. Такая девушка с характером.

ЛАЙМА – ОЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ ОСОБА

— Сейчас я живу отдельно. И очень скучаю по Лаймочке, – рассказывает Оксана. - Когда я прихожу, она меня так встречает: скулит, хвостиком мотает, лижет меня, лапы сразу ставит, урчит, подлаивает, как будто говорит что-то мне, одновременно и радуясь, что я пришла, и обижаясь, почему я ее бросила: "Ведь нам было так хорошо вместе". Я не могу от нее отойти и ее от меня ничем не оторвешь. Лаймочка очень чувствует настроение: и мое, и Женино, и родителей. Если у меня проблема, она подходит, ложится рядышком и как будто успокаивает меня. И становится легче, по крайней мере, частично. Молча лежит, смотрит в глаза. Не играет. А если видит, что у меня настроение классное, начинает заигрывать, тормошит меня. Все понимает. Очень поддерживает, прекрасно разбирается в ситуации. Я уверена, что она понимает слова. Так слушает... Глаза человеческие. Такая человеческая собака... Человек. И Женька говорит то же самое. Он с Лаймой постоянно общается. Несмотря на огромную занятость, он уделяет ей много времени. После спектакля приходит домой и начинает с ней подолгу играть, кувыркаться. И даже эмоционально успокаивается, общаясь с ней.

"ВЫ МЕНЯ НЕ ПОНИМАЕТЕ, РЕБЯТА"

Лайма обожает улицу. Слова "Идем гулять" воспринимает с диким восторгом. Раньше на прогулках очень любила за голубями носиться. Видимо, дает себя знать охотничий инстинкт. Однажды она принесла голубя. Идет такая довольная, важная. А во рту у нее... голубь, живой. И она держит его крепко, не отпускает. Смотрит на Оксану и еще хвастается: "Вот какую я вам добычу принесла!" Ее отругали. Она так обиделась, что ее не поняли. Ушла в угол. И не общалась долгое время ни с кем. Потом ей стали говорить: "Лайма, прости. Мы тебя не поняли. Перестань обижаться. Успокойся... Ты что?" Но при этом все равно сказали, что этого делать нельзя. Она так посмотрела на всех: "Ну, конечно... Вы меня не понимаете, ребята". Но потом успокоилась. Она, в общем, отходчивая.

ПРОЩАНИЕ

Вдоволь наслушавшись любовных признаний в адрес маленькой особы, я отправилась пить чаи с разными печеными штучками. Лаймочка, хотя уже и не была в центре внимания, слушала наши разговоры. И при гостях со стола ничего не тащила. Прощание в коридоре было еще более теплым, чем встреча. А напоследок, несмотря на страх высоты, Лаймочка стояла на подоконнике и, провожая, смотрела мне вслед добрыми и чуть печальными глазами.