ТРИ АКТЕРА НА БУКВУ "М"

"Арт-фонарь" / Газета "Аргументы и факты"
09.1996
В. Мартынов

...

Любимец публики Миронов


Его действительно все любят и, несмотря на солидный возраст (вот-вот тридцать), иначе как Женей не называют. Он-то как раз сыграл "своего" литературного героя – Хлестакова в "Ревизоре" С. Газарова. Своего – не в том смысле, что Женя "сосулька, тряпка", принимаемая всеми за "важного человека". Миронов – актер действительно универсальный, и сегодня он уже начинает это доказывать на деле, на наших глазах вырастая из штанишек пылкого мальчика и любимца публики (Иван Карамазов – блестящее тому подтверждение). Просто Хлестаков наиболее близок сегодняшнему актерскому и человеческому темпераменту Миронова, и думаю, что эта работа – итог всем его "пылким мальчикам" (и итог замечательный – лучше не придумаешь).

Видимо, не случайно Карамазов – это его следующая роль после Хлестакова. У людей, отмеченных Богом, просто так ничего не бывает. И сегодня, как несколько лет назад, вряд ли уже кто-то назовет Миронова "маленьким Леликом", имея в виду его очевидное сходство с молодым Табаковым. Хотя если уж говорить о преемственности, то, несомненно, Миронов принял актерскую эстафету именно от своего учителя. И дело не только в типаже или, если хотите, в экранном герое. Достойный ученик Табакова, Миронов рано понял, чего от него хочет публика и как, каким манером он может брать ее голыми руками. Табаков умеет взорвать зал легким движением руки, неожиданно состроенной миной или вовремя подпущенной неподражаемой "табаковской" интонацией. Он всегда много снимался и в некоторых небольших ролях "выезжал" чисто на филигранной актерской технике и собственном безмерном обаянии. Миронов уже сегодня все это может и знает, что может. Так что главная опасность в его ситуации – не поддаться искушению.

Если этого не случится, он вполне может стать лидером в этой тройке – благодаря своей абсолютной синтетичности. Для большого режиссера Миронов – материал почти идеальный, Мастер может слепить из него что угодно, и сам Женя не подкачает. Если Машков – уже состоявшийся режиссер, в Меньшикове вполне можно предположить будущего режиссера, то Миронов – актер до мозга костей, он свое главное предназначение видит и в режиссуру не лезет. Наверное, правильно делает.

И потом, Миронов – очень уж русский персонаж, нет в нем ни капли меньшиковского космополитизма, и в отличие от того же Меньшикова, на три года уезжавшего за границу, Женя не раз уже отказывался от заграничных предложений во имя интересной работы на родине. Впрочем, он еще успеет взять свое и в Европе – не верите, спросите Питера Штайна.

"Все карты в руки" – Олега Меньшикова, Евгения Миронова и Владимира Машкова, таких разных, пожалуй, только это и объединяет: они сегодня на пике возможностей, они максимально близко подошли к своим литературным типам-аналогам. Всем троим в ближайшее время необходим тот самый качественный переход – из "мальчиков" в "мужья" – иначе будет продолжение найденного и повторение пройденного.