НЕГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Журнал "Смена" №3
1995
Ирина Алпатова

...Он врывался на сцену Театра Российской армии, и зрительный зал, уже порядком утомленный бесконечными монологами, мгновенно оживал. Кто он? Античный юноша Орест из эсхиловской "Орестеи", поставленной самим Петером Штайном, – артист Евгений Миронов. И словно внезапный порыв свежего ветра, невесть откуда взявшегося, проносится по спокойным театральным рядам. Вместе с Женей Мироновым на сцену врывалась жизнь – наша, не античная. Та, которая трогает и тревожит не только ум, но и душу. Нет, он вовсе не пытался сделать своего героя пареньком с соседнего двора. Он жил в суровых законах спектакля, но так истово верил в происходящее на сцене, что эта вера заражала и зрителей.

Казалось бы, что ему Гекуба? Он же страдал и негодовал до отчаяния, до сумасшествия... Потому что Миронов артист. Не актер только, каких сотни, а именно артист, художник. Его окружали "звезды" – Е. Васильева, Т. Догилева, Л. Чурсина, И. Костолевский. Он не потерялся в их свете и, достойно вписавшись в созвездие, сохранил собственную ясность.

А потом его узнала Европа. Ведь масштабный проект "Орестеи" предполагал едва ли не кругосветное путешествие. В рецензиях западной прессы имя Миронова звучало часто, и слов одобрения было куда больше, чем неизбежной для артиста критики.

Впрочем, не надо думать, что Орест – его первый крупный успех. Штайн отбирал в свой спектакль не новичков, а тех, кто уже успел сказать свое слово. А Женя сказал, и не одно. Уже не первый сезон "на него" ходят в театр под руководством О. Табакова: "Бумбараш", "Звездный час по местному времени", "Обыкновенная история". Он может все: играть в психологической манере, петь, демонстрировать пластическую подготовку.

Учителем Миронова был и есть Олег Табаков. Он и в искусство пришел как бы по его стопам – начиная с саратовского детства и тамошнего актерского училища, через Школу-студию МХАТа на сцену и в кино. И действительно, многие его герои чем-то неуловимо напоминают тех знаменитых "табаковских мальчиков", что потрясали когда-то Москву. Только живут эти мальчики в другом времени. Быть может, в них меньше воинственного молодого азарта и непримиримости, но все та же открытость миру, незащищенность, доверчивость. Они стали более трезвыми, но все так же пробуют жить по вечным законам юношеского оптимизма, не размениваясь на случайные мелочи.

Сегодня такие признанные мастера, как Н. Михалков, А. Кончаловский, П. Тодоровский называют Миронова в "первой пятерке" молодых артистов. Роли в фильмах "Любовь", "Как живете, караси?", "Анкор, еще анкор!" уже принесли ему массу престижных наград. Его признавали лучшим актером года на фестивалях "Созвездие" и "Кинотавр", отмечали в Швейцарии и в Каннах.

А внешне он ничем не выделяется из толпы своих ровесников – невысокий симпатичный парень, совсем не "герой", поигрывающий мускулами. Вот только глаза выдают принадлежность к избранным. Глаза, в которых нет фальши и цинизма, нет пошлости. Кажется, они знают то, что пока недоступно нам. И потому, выходя на сцену или появляясь на экране, этот "негерой" остается самим собой и становиться частью нашего времени. И когда-то мы еще поймем, каким оно было. Миронов нам в этом поможет.