ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ. ЖИЗНЬ КАК БЕЛЫЙ ЛИСТ

Журнал "Панорама TV"
Анна Холодова

Есть роли, о которых мечтает каждый актер. В этом почетном списке Гамлет, Отелло, князь Мышкин, дядя Ваня, Константин Треплев... Евгений Миронов никогда за ролями не гонялся, они сами его находили. В театре своего учителя Олега Табакова он переиграл множество героев классического и современного репертуара, среди которых Иван Карамазов, Гришка Отрепьев. Полюбился русский актер и немецкому режиссеру Петеру Штайну, у которого сыграл главные роли в "Орестее" и "Гамлете".

Каждая эпоха диктует свои правила театральной игры и формирует своего Гамлета. Когда-то был романтический, активный герой Лоуренса Оливье, был и бунтарь с гитарой и в джинсах – Владимир Высоцкий в Театре на Таганке. Все мы помним Гамлета, рефлексирующего интеллигента и философа, которого в фильме Григория Козинцева сыграл Иннокентий Смоктуновский.

Принц Датский Евгения Миронова не обладал ярко выраженной романтической внешностью, не был он ни бунтарем, ни философом. Это герой без особых свойств. Милый, обаятельный, с наивным взором лучистых глаз. Главным его другом, которому он мог доверить свои тайные мысли и сомнения, являлся саксофон, на котором принц играл в самые драматические минуты спектакля.

ИЗ ПРИНЦА В КНЯЗИ

В кино, как и в театре, у Миронова счастливая судьба. Первую роль актер сыграл в фильме Валерия Тодоровского "Любовь", где был похож на молодого Никиту Михалкова в фильме "Я шагаю по Москве". Герой Миронова был романтиком начала 90-х, восторженным и ясноглазым. Он был наивен, но не глуп, открыт миру, но не прекраснодушен. Ясное и открытое лицо Миронова словно предполагало, что и вся жизнь его – как белый лист бумаги, на котором еще ничего не написано. Но, как ни странно, Миронов сумел сохранить эту чистоту и открытость взгляда и по сей день. Этот взгляд, видимо, привлек и режиссера Владимира Бортко, который пригласил Миронова на роль князя Мышкина.

Евгений Миронов по-настоящему одержим профессией, ради которой готов на преодоление любых трудностей. Так, репетируя роль Гамлета, он научился играть на саксофоне. А сейчас актер настолько перевоплотился в образ Льва Николаевича Мышкина, что очень исхудал, осунулся. У него даже появился какой-то лихорадочный блеск в глазах.

"Я никогда не мечтал сыграть ни Гамлета, ни Мышкина. Просто так выходило, что режиссеры видели меня в этих ролях, приглашали. Когда Владимир Бортко предложил мне главную роль в "Идиоте", я сначала даже растерялся, а потом настолько увлекся, что сейчас ни о чем другом и думать не могу. Мне интересны мысли, образ жизни, философия Льва Николаевича. Я даже стараюсь сейчас меньше общаться, чтобы не расплескать накопленное, сохранить больше энергии. Мне еще трудно говорить об этой роли, так как я все ищу к ней ключ, но можно точно сказать, что "заболел" князем Мышкиным."

ПРЕВРАЩЕНИЯ

Сейчас Евгению Миронову 34 года, он находится в расцвете творческих сил и может сыграть очень многое. Его способность к драматическому перевоплощению подчас поражает. Жестким, со стальным холодным взглядом он предстал в фильме "В августе 44-го", наркоманом-неврастеником – в фильме Дениса Евстигнеева "Мама". А в "Змеином источнике" Николая Лебедева создал образ этакого Смердякова, человека страшного и подлого. В "Дневнике его жены" Миронов сыграл поэта-неудачника Гурьева, который беззаветно и преданно влюблен в жену Бунина.

Недавно Евгений Миронов снялся в необычной для себя роли Грегора Замзы в фильме Валерия Фокина "Превращение". И сыграл ее мощно, ярко, его глаза стали отражением боли, вселенского одиночества маленького человека.

"Работа с Валерием Фокиным была настоящим удовольствием, – говорит Миронов. – Он сочинял кино у нас на глазах, вместе с нами. У Валеры абсолютное ощущение целого, стиля, формы. Было так легко следовать мысли режиссера. Я думал, какая прелесть, что мы можем себе позволить сочинять, пробовать".

За Евгением Мироновым в киношной среде прочно закрепилось амплуа улыбающегося, открытого молодого человека с лучезарным взглядом. Но сегодня взгляд его героев стал другим – больным, несчастным, страдающим. Наверное, герой Миронова повзрослел, осознав боль и одиночество мира.