ЕВГЕНИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ МИРОНОВ

rubricon.com
Зоя Кошелева

... Дебют Миронова в кинематографе состоялся в картине А. Кайдановского "Жена керосинщика" (1988). Роль была эпизодическая, но и в этой маленький по объему роли Миронов показал свое профессиональное мастерство, сыграв любовника-флейтиста в точном соответствии с абсурдистско-сюрреалистическим стилем картины.

Работа в кинематографе продолжалась: Миронов снялся в социальной драме о дедовщине в армии "Делай – раз!" (1989) А. Малюкова, сыграл молодого лейтенанта в боевике Я. Лапшина "Перед рассветом" (1989) и студента Володю в картине А. Митты "Затерянный в Сибири" (1990), повествующей об ужасах сталинских лагерей. В этих картинах режиссеры в первую очередь использовали внешнюю фактуру молодого актера и его умение играть "от партнера", у Миронова как бы не оставалось "поля для маневра", не было настоящей возможности проявить свой актерский талант. Первой по-настоящему серьезной ролью Миронова в кинематографе стала роль Саши в картине В. Тодоровского "Любовь" (1991). Эта работа принесла Евгению настоящий успех и известность. Вместе с режиссером Миронов тонко и драматично выстраивает психологический портрет своего героя, молодого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, требующей от него сделать выбор. ... Рисунок роли выполнен актером плавно, без острых углов и резких переходов, "превращение" происходит как бы незаметно, и в то же время в мироновском герое постоянно чувствуется напряженная душевная работа. За исполнение этой роли Миронов был осыпан разнообразными кинематографическими наградами. ...

С этого момента успех преследует молодого актера "по пятам", каждая его рольстановится кинематографическим событием, независимо от количества времени, проведенного Мироновым на экране. Танкист Коля из картины Н. Михалкова "Утомленные солнцем" (1994), "проживший" на экране всего несколько минут, сыгран так же ярко и интересно, как и лейтенант Полетаев из фильма П. Тодоровского "Анкор, еще анкор!" (1992). В созданном Мироновым образе танкиста Коли, как в волшебном зеркале, отразилась трагедия жизни и судьбы честных и храбрых советских мальчиков, свято веривших в коммунистические идеалы сталинского времени. В картине Тодоровского Миронов играет почти гротескно, и в то же время с присущим ему чувством меры сочетает в характере своего героя комедийные элементы с трагедийными, демонстрируя профессиональное умение соответствовать общему стилю картины, органично вписываясь в актерский ансамбль.

Внешне герои Миронова похожи между собой, в любом из них виден ясноглазый сказочный Иванушка. И тем не менее, Миронов никогда не играет себя в предложенных обстоятельствах, блестяще владея и искусством перевоплощения и разнообразными формами внешней художественной выразительности.

В картине Д. Евстигнеева " Лимита " (1994) в манере игры актера полностью отсутствуют приемы маскарада и имитации чувств, личность актера растворена в образе персонажа. Миша Вулах – Миронов отчаянно сопротивляется крушению идеалов юности и "железной" поступи компьютерного капиталистического века, противостоя идеологии современных "парвеню", ставших хозяевами жизни. Герой, сыгранный Мироновым, своей трагедией "всерьез" в некотором смысле противоречит самой умозрительно-условной стилистике картины, привнося в ее поэтизированную схематичность "живую" струю.

Совсем иной стиль исполнения использует актер в картине "Ревизор" (1996) С. Газарова. Гоголь поставлен режиссером в жанре легкой и смешной комедии водевильного толка, в которой неуместны ни тема трагедии русской государственности, ни мистическая фантасмагория русской жизни. Повинуясь режиссерскому замыслу, Миронов, играя Хлестакова, надевает маску недалекого веселого бонвивана с легким характером, интуитивно использующего любые обстоятельства в свою пользу, не задумываясь о возможных последствиях. Блистательный ... фейерверк, в котором вполне уместен и откровенный наигрыш, стал основой создания образа.

Карьера Миронова-киноактера достигла своего апогея после выхода картины В. Хотиненко "Мусульманин" (1994). Роль русского юноши, который в силу сложившихся обстоятельств – афганская война, плен – оказался в чужой системе ценностей, превратился в правоверного мусульманина, была и самой трудной, потому что потребовала от исполнителя не только актерского мастерства, но и "вживания" в незнакомый образ жизни, и самой успешной на сегодняшний день в творческой биографии артиста. Миронов сыграл трагедию человека, ставшего чужим среди своих. Его перевоплощение было столь убедительно, что исламское духовенство отметило работу актера специальной наградой.

В фильме Н. Лебедева "Змеиный источник" (1998) актер сыграл убийцу-маньяка, терроризирующего зверскими убийствами провинциальный городок, скрываясь под маской невзрачного школьного секретаря. Эта роль стала полной неожиданностью для зрителей и критики. Оказалось, что Миронов способен психологически точно воплощать и резко отрицательные персонажи. Маньяк у актера статичен, как будто бы экономит силы, стараясь двигаться с минимальной затратой энергии, необходимой ему совсем для других целей. Эту статику мироновского персонажа подчеркивает и почти полное отсутствие жестикуляции и мимики. Эти "минус-приемы", используемые актером, создают образ человека "без свойств", в душе которого бушует темная стихия подсознания.

В начале 2001 года вышел фильм режиссера М. Пташука "В августе 44-го". Миронов исполнил в этой картине одну из главных ролей – капитана Алехина – человека абсолютно преданного делу, не позволяющего себе ни на минуту отвлечься от поставленной цели, всегда находящегося в полной боевой готовности. По жанру картина Пташука – боевик, не предполагающий психологического анализа внутреннего состояния героев, главное – поступки. В соответствии с замыслом Миронов играет сдержанно и строго, как бы нарочно скрывая от зрителя индивидуальные особенности героя, не имеющие прямого отношения к сюжетной линии. ...