А. Галич
Драма в одном действии
Театр п/р О. Табакова
Премьера – 21 ноября 1990 г.
Роль: Давид Шварц

Режиссер: О. Табаков
Сценография: А. Боровский
В главных ролях: В. Машков, Е. Миронов

Начало работы над пьесой "Матросская тишина" датируется самим Александром Галичем весной 1945 года. Однако наступившие вскоре после Победы мрачные годы "борьбы с космополитизмом", менее всего способствовавшие появлению на свет драмы, главные герои которой – евреи, заставили автора отложить этот замысел. Он вернулся к нему лишь с наступлением "оттепели", после ХХ съезда КПСС.

Пьеса, заметно выделяющаяся своими характерами, языком, проблематикой на фоне подавляющего большинства драматургических сочинений того времени, вошедшего в историю русской сцены под названием "период бесконфликтности", была окончательно завершена в 1956 году. Сюжет, повествующий о короткой жизни юноши из городка Тульчин Давида Шварца, рожденного стать выдающимся музыкантом, но безвременно окончившего свои дни в санитарном эшелоне за линией одного из фронтов Великой Отечественной, привлек внимание многих людей театра. Не будучи напечатанной, драма Галича была принята к постановке сразу несколькими труппами, и в том числе коллективом будущего "Современника", а тогда еще "Студии молодых актеров", в репертуаре которой "Матросская тишина" должна была стать вторым, вслед за триумфальными "Вечно живыми", спектаклем.

По свидетельству немногочисленных очевидцев, спектакль, созданный Олегом Ефремовым и его товарищами-артистами, обещал стать подлинным событием в театральной жизни страны. Обещал... но, увы! – не стал.

Он был сыгран только единожды – на так называемой "сдаче", после которой был запрещен к показу тогдашними "командирами искусства". Позднее, в своей документальной книге "Генеральная репетиция", автор пьесы привел слова, сказанные ему в ту пору одной начальственной дамой в высоком кабинете: "Вы что же хотите, товарищ Галич, чтобы в центре Москвы, в молодом столичном театре шел спектакль, в котором рассказывается, как евреи войну выиграли?!"

Один из участников несостоявшейся премьеры, Олег Табаков, в течение долгих лет вел борьбу за реабилитацию "Матросской тишины": с начала семидесятых, став директором "Современника", он неоднократно обращался в различные инстанции с предложением вернуться к работе над пьесой, предпринимал попытки создания телевизионного спектакля. Но все его стремления были в тот исторический период заранее обречены.

"Матросская тишина" смогла, наконец, обрести свою жизнь на сцене лишь в наши дни. Сначала – в качестве дипломного спектакля актерского курса, руководимого О. Табаковым в Школе-студии МХАТ (1989), а затем – и в маленьком зале на улице Чаплыгина. Премьера постановки, вызволившей драму Александра Галича "из плена лет" состоялась здесь в ноябре 1990 года. "Матросская тишина" меньше всего была похожа на архивное изыскание актера и режиссера. История талантливого молодого скрипача, выходца из еврейского местечка (Евгений Миронов), судьба его родных, друзей, его любви – это судьба нескольких поколений, драма времени. Все просто в этой житейской истории – простая жизнь, простая любовь и простая смерть на войне. Двенадцать лет спектакль шел при неизменных аншлагах и с огромным успехом гастролировал в Америке. Абрам Шварц – лучшая сценическая работа известного актера и режиссера Владимира Машкова. Спектакль стал своеобразной школой, через которую прошли два поколения артистов Табакерки.

(Спектакль снят с репертуара)