"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ"

Газета "Вашингтонский Пост"
19.05.1995
Уильям Пауерс

Как отличить хорошее иностранное кино от плохого? На хорошем забываешь, что читаешь субтитры. По одной этой мерке сразу ясно, что русский фильм "Утомленные солнцем" – первосортный "импортный товар". Ровно через десять минут эта история о любви и политике в Советском Союзе 1930-ых годов захватывает настолько, что зритель, знающий семь слов по-русски, вдруг чувствует себя полиглотом.

Субтитры? Какие субтитры? Этот фильм, сюжет которого остается загадкой в течение почти всего первого часа, практически не связывая линии повествования, тем не менее ни минуты не буксует и не раздражает. И хотя в варианте, идущем на наших экранах, есть пробелы и недостатки (он на полчаса короче, чем оригинал), картина стоит того, чтобы ради нее съехать с обкатанной дорожки в местный кинотеатр.

Отваживаясь заглянуть под покров общеизвестной истории об ужасах сталинских времен, картина исследует частную жизнь в эпоху тоталитаризма и то, как эта жизнь пересекалась с общественным террором. Рассказ начинается с предзнаменования: ранним утром 1936 года через Красную площадь проезжает черная машина. Молодой человек (Олег Меньшиков) заходит в свою квартиру, раздраженно беседует со франкоговорящим слугой, демонстрирует суицидальные наклонности.

Затем мы оказываемся в солнечной деревне типа Лесной Поляны, летняя тишь которой грубо нарушается прибытием советских танков и самолетов. Как выясняется, они выполняют сталинское задание – уничтожить посев пшеницы. В деревне происходит паника, пока, наконец, местный житель по имени Котов, герой революции и личный друг Сталина, не использует свой значительный престиж и обаяние, чтобы остановить нападение. (Комдива Котова играет Никита Михалков, он же сценарист и режиссер картины.) Разрешив конфликт, Котов возвращается к своему эксцентричному семейству, состоящему из различных чудаков-родственников, горничной "с приветом", молодой жены и ангелоподобной дочери (ее играет дочь Михалкова Надя), чтобы провести сказочный день на даче. Здесь присутствуют тюлевые занавески, милые старые песни, исполняемые под фортепьяно, перспективы знатного обеда, купание в речке и неисчислимые признаки любви и довольства. Все это похоже на дореволюционную буржуазную идиллию, если не считать периодических появлений местных ретивых партийцев, которые маршируют, устраивают нелепые упражнения по гражданской обороне и сооружают диковинный воздушный шар в честь товарища Сталина.

Посреди всеобщего веселья вновь появляется наш нервный молодой москвич. Мы узнаем, что его зовут Дмитрий и что за десять лет до того он и жена комдива были любовниками. Он, воевавший против Красной армии, вернулся из политической ссылки с целью вернуть любовь, которую, как он полагает, отняла у него революция. Михалков истинно по-русски сочетает кошмар и сдержанный юмор. Глядя на экран, где Дмитрий в противогазе играет на фортепьяно канкан, можно вообразить, что доживи Чехов до 1930-ых годов, он писал бы подобные сцены.

Очевидно, что режиссер и его дочь унаследовали первоклассные актерские гены, да и Меньшиков безупречен. В картине есть сверхъестественный элемент – перемещающийся по местности огненный шар – с которым Михалков обращается слегка топорно. Вероятно, его следовало бы сократить; то же самое можно сказать о заключительной сцене.

"Утомленные солнцем" недавно получил приз Академии за лучший иностранный фильм, но не путайте его с другим владельцем Оскара, "Форрестом Гампом". Американский фильм придерживается политической линии Голливуда, уверяя нас, что жизнь проста как молоко и всех нас ждет счастливый конец. Михалкова, который также подарил нам "Очи черные", больше интересует та невыразимая сложность, что сообщает жизни ее объемность и боль.


[Перевод Александры Десятсковой для Официального сайта Евгения Миронова]