"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2: ПРЕДСТОЯНИЕ"

Газета "Обозреватель"
03.05.2010
Антон Сидоренко

ЧТО? Жизнь и замечательные приключения воскресшего комдива Котова на фронтах Второй мировой.

О ЧЕМ? Сюжет первой серии (из двух заявленных) продолжения знаменитого оскароносного фильма Никиты Михалкова немного напоминает "Спасение рядового Райана" Стивена Спилберга. Где-то в середине войны Сталин решает найти своего бывшего любимца комдива Котова, воюющего в каком-то забытом Богом штрафбате. Для особо важной поисковой миссии в кремлевский кабинет призывается полковник госбезопасности Арсентьев – тот самый Митя из первой части, который был влюблен в жену Котова Марусю и активно участвовал в аресте героя Гражданской. Теперь Митя должен найти Котова: героя Михалкова, оказывается, не расстреляли, а запрятали в лагерь, из которого он сбежал в самом начале нападения Германии на СССР. Котов оказался на передовой, в штрафбате, где доблестно сражался все эти годы...

КАК? "Утомленные солнцем 2. Предстояние" – кино затянутое и совсем не такое масштабное, как можно было ожидать. То-есть, все атрибуты большого военного стиля в наличии – танки, самолеты, пушки, Сталин с Берией, потопленные корабли и сожженная вместе с жителями деревня, а такого ощущения, которое возникало при просмотре классического "Освобождения" Озерова, например, не возникает. Михалков разбивает весь фильм на ряд сцен-эпизодов, в каждой из которых участвуют разные персонажи. Какой-то центральной сцены нет – эпизоды можно переставлять местами. Этим "Предстояние" напоминает современные кинокомиксы-боевики, где вовсю эксплуатируется клиповое сознание выросшего на видеороликах зрителя. На современные киноподелки фильм Михалкова похож и полным отсутствием традиционного пафоса, которым, как правило, отличалось советское классическое кино о войне. Война в "Предстоянии" напоминает не о трагедии, а о... комедии, ведь персонажи постоянно хохмят. С одной стороны, это как-то оживляет монотонное течение явно затянутого кинозрелища. С другой – шутки Михалков-сценарист отпускает порой совсем неуместные. Временами они и вовсе смахивают на кощунство, вызывая искреннее недоумение, – фильм-то посвящен более чем серьезной теме.

ПЛЮСЫ. При всех возможных недостатках (отсутствии внятной идеи, затянутости, явных исторических ляпах) фильм все равно несет на себе отпечаток режиссерского стиля Никиты Михалкова. Пускай и очень символичный, но хорошо узнаваемый. Но если вы еще не видели его прежних фильмов до первой части "Утомленных солнцем" включительно, то рекомендуем сначала взять диски, а уже потом хорошенько подумать, идти ли в кино на "Предстояние"!

МИНУСЫ. Те зрители, которые рассчитывают увидеть в "Утомленных солнцем 2" что-то равное по силе первой части, могут быть сильно разочарованы. Уровень режиссерского мастерства Никиты Михалкова за 17 лет явно понизился. Зато его амбиции, в первую очередь как общественного деятеля, явно усилились. Комдив Котов теперь не комдив, а сам Никита Сергеевич, с экранов телевизоров и страниц интернета перешедший в кинотеатры. Воспринимать его картину отдельно от личности самого Михалкова никак невозможно. Поэтому "Предстояние" явно проходит по разряду не произведений искусства, а масштабных пиар-акций. И зрители выражают отношение не к фильму, а к Михалкову. Что уже не имеет отношения к кино.

ДЛЯ КОГО? Для тех, кто хочет убедиться в том, что кинокритики иногда все-таки бывают правы.