КАННСКАЯ КАЗНЬ МИХАЛКОВА

Газета "Комсомольская правда"
27.05.2010
Стас Тыркин

Пожалуй, давно в России не было фильма, вызвавшего столько – да нет, даже не споров, а кровопролитных битв

С тем самым размазыванием критиками кишок, виртуальным отрыванием рук, ног и, само собой, голов создателей "Утомленных солнцем 2". С Михалковым воевали с таким жестоким натурализмом, до которого он в своей картине даже не дошел. Интересно, что наши и некоторые западные критики набросились на фильм с похожей пылкостью – но совершенно по разным причинам. А простые зрители почему-то не скрывают слез. Сегодня мы решили попытаться разобраться – в чем тут дело, дав слово разным критикам.

Можно долго упражняться в теориях заговора, но причина "провала" "УС2" по сути только одна. Михалков поехал в Канны не с тем фильмом. Выводов из полууспеха "Сибирского цирюльника" и успеха картины "12" он не сделал. Масштабные постановочные картины "большого стиля" с танками, самолетами и батальонами, требующими огня, – не удел Никиты Михалкова. Он камерный художник, мастер "комнатных" историй, через которые он выходит на космические обобщения. Именно такой историей были и первые "Утомленные...", получившие в 1994 году в Каннах Гран-при жюри. Именно такой был и фильм "12", удостоенный хоть и специального, но "Золотого льва" на Венецианском фестивале.

Тем не менее слово "провал" я не зря поставил в кавычки. "Утомленные солнцем 2" хоть и не снискал призов в Каннах, но прошел там с огромным успехом у публики: а в Каннах пресса и публика смотрят кино отдельно. И их оценки часто не совпадают. Так и получилось в случае с "УС2". Публика в течение 20 минут стоя аплодировала Михалкову и членам его съемочной группы. А зарубежная критика оказалась к фильму весьма сурова. В этом я убедился, поговорив с зарубежными коллегами и прочитав их статьи.

Лесли Фелперин, штатный кинокритик главного кинематографического издания мира "Variety" (США):

В мировом кино полно продолжений, оказавшихся хуже оригинальных фильмов. Но редко случалось такое, чтобы продолжение настолько отличалось по духу от оригинала. Удивительно, что этот раздутый и вульгарный военный эпос поставил тот же режиссер, что снял и награжденный "Оскаром" фильм 1994 года. Самая длинная, но и самая лучшая сцена фильма – это эпизод, в котором немецкие танки буквально стирают с лица земли целый батальон кремлевских курсантов. Эпизод же с немецкими самолетами, бомбящими лагерь, в котором сидит Котов, с точки зрения Истории полнейший абсурд. Отрядов штрафников в 1941 году и вовсе не существовало, они появились лишь в 1942 году... По логике первого фильма маленькой Наде должно быть 13 лет, а исполнительнице этой роли Надежде Михалковой уже 23...

Как зрелище фильм более-менее сносен. В качестве плюса можно отметить, что в военных сценах задействованы сотни реальных, а не компьютерных статистов, но спецэффекты раздражают и выглядят дешевыми.

Фабио Ферцетти, один из ведущих итальянских критиков, газета "Il Messaggero" (Италия):

Фильм переполнен пропагандой, православной риторикой, я не в состоянии всего этого понять, может быть, потому, что я католик... Но несколько хороших сцен в нем все же есть. Например, сцена танковой атаки и, конечно, эпизод с раздеванием Нади.

Марк Эдамс, главный кинокритик профессионального кинематографического издания "Screen International" (Великобритания):

"Утомленные солнцем 2" – масштабный военный эпос, состоящий из стильных и стилизованных боевых сцен, но в то же время страдающий от несфокусированного сюжета и чрезмерного использования штампов фильмов о Второй мировой войне. Некоторые сцены этой, без сомнения, очень зрелищной картины поставлены впечатляюще. В них чувствуется рука прекрасного режиссера. Но эпизод с немецким летчиком, намеревающимся облегчиться прямо на голову капитану советского судна, просто слаб. Так же, как и одна из финальных сцен, в которых Надя демонстрирует свои груди... Хотя бледное девичье тело смотрится красиво на фоне мрачных разрушений кровавого побоища.

Паоло Перроне, главный редактор журнала "Film Cronaca" (Италия):

Это невероятно "надутый" фильм. Он намного выигрывает, когда самого Никиты Михалкова нет на экране. Эпизод же с Надеждой Михалковой, катающейся на бомбе и с нею же разговаривающей, выглядит просто комично... Удивительно и то, что немцы выставлены полными идиотами. Так их изображали, кажется, только в боевых киносборниках, выпускавшихся во время войны.

...