БАРИН В ОКОПЕ, ИЛИ СНОВА "УТОМЛЕННЫЕ"

"Первая Крымская газета" №323
30.04-06.05.2010
Сергей Пальчиковский

Никиту Сергеевича Михалкова можно любить, а можно и не очень. Независимо от этого трудно избавиться от ощущения, что его новый грандиозный блокбастер "Утомленные солнцем 2. Предстояние" – самый громкий провал за всю богатую кинобиографию известного режиссера. Другое дело – кто решится громко назвать провал провалом?

Михалков то ли решил потягаться со Спилбергом и спасти своего рядового Райана, то-есть комдива Котова, которого играет сам, то ли настолько проникся патриотической идеей снять нечто грандиозное к 65-летию Победы, что решительно вступил второй раз в одну и ту же реку и в той речке заметно вымок, а то и утонул.

Иные, конечно, не согласятся – как же, снимал много лет, потратил порядка 55 миллионов в иностранной валюте, что для российского кино самая большая цифра. Ну и что? После просмотра фильма складывается впечатление, что все эти годы и все эти деньги потрачены впустую. Художественной пользы народу никакой.

Дело совершенно не в каких-то исторических неточностях, несоответствиях и ляпах, хотя и таковых хватает. Как не обратить внимание на то, что все объявленные погибшими в конце первого фильма во втором благополучно оказались живы?.. Произведение искусства нужно судить, как известно, по собственным законам. И вот тут куда ни глянь – везде заметные проблемы и нелепости.

Авторов сценария, кажется, четверо, но и вчетвером творцам не удалось свести концы с концами. Интересного сюжета не получилось, фильм распадается на множество отдельных долгих историй, которые не связываются в одно целое. Говорят, Тарантино тоже так снимает, но у Тарантино это стиль и это талантливо, а у Никиты Сергеевича просто набор военных картинок, в которых сам главный герой, бывший комдив Котов в исполнении Н. Михалкова, особого участия не принимает.

Котову просто нечего делать в новом фильме режиссера Н. Михалкова, кроме как, измазавшись то ли грязью, то ли гримом, сурово смотреть с экрана. Авторы все время теряют своего героя, не знают, чем его занять. Образа, характера как такового по сравнению с первыми "Утомленными солнцем" кот наплакал. К тому же тот центропупкизм, к которому тяготеет последние десятилетия Михалков, его мессианство очень мешают воспринимать его как актера. Так и кажется – вот сейчас действие остановится, Н.С. снова начнет учить нас жить. Какой штрафбат, какой комдив – перед нами глава того, и того, и того, первый кинорежиссер, первый кинематографист, дворянин, барин, очень спортивный, очень успешный, все еще не утомленный славой, но утомивший страну своими назиданиями.

Не лучше положение и у Олега Меньшикова в роли Мити из органов. Густо крашенный Меньшиков привычно любуется собой и щелкает каблуками. Именно Мите Арсеньеву Сталин поручил найти Котова. Зачем Сталину Котов – одному Михалкову известно. Митя ищет Котова вяло, Меньшиков вообще в последних своих ролях очень ленив, и если артисту действительно, как поговаривают, заплатили за участие в картине гонорар в миллион, то с уверенностью можно сказать – заплатили зря.

Из старых знакомых в фильме есть еще дочь комдива Котова в исполнении Нади Михалковой. Младшая дочь Никиты Сергеевича выросла – и растеряла детское обаяние. Здесь она очень сильно старается, но в кино это не всегда хорошо – получается наигрыш. Да и странно, что взрослая девушка часто ведет себя, как недоумок, спрашивает о вещах, которые и так очевидны.

Появляется в некоторых эпизодах и Маруся, супруга Котова. Конечно, некоторые не на шутку удивятся, увидев, что в команде "Утомленных" произошла замена – вместо Ингеборги Дапкунайте перед камерой встала Виктория Толстоганова. Для какого-то мексиканско-бразильского сериала дело привычное, но здесь ведь серьезное кино... Говорят, Михалкову не понравилось, что Дапкунайте участвовала в телепроекте "Танцы на льду": дескать, примелькалась, растиражировалась. Не думаю, что проблема в этом. Ведь снял Никита Сергеевич в "Предстоянии" своего сына Артема. А тот тоже навязчиво участвовал в телепроекте "Звезды в цирке". Получается, в данном случае все нормально? Думаю, у Дапкунайте были свои причины не сниматься в продолжении.

Появился в "Предстоянии" и Иосиф Сталин собственной персоной. Максим Суханов играет упыря и чудовище. Кажется, это и не Суханов, и не Сталин, а нечто вурдалакообразное. А вот Буденный (А. Булдаков) и Ворошилов (А. Мохов) получились смешными, лубочными. Не все даже поняли, что это славные Семен Михайлович и Климент Ефремович.

Вообще актеров Михалков нагнал в картину пруд пруди, и все известные. Зачем, непонятно. Это просто неуважение к А. Петренко, В. Золотухину, В. Гафту и другим – предлагать им такие плевые роли, в которых не развернуться, не запомниться. А Д. Дюжев и А. Смольянинов вообще смотрятся персонажами из другой оперы. Ну, не михалковские они актеры, ведь "Утомленные солнцем" – это не "Жмурки" и не "Девятая рота". А кроме вышеперечисленных, есть еще и Евгений Миронов, и Сергей Маковецкий, и Андрей Панин, и многие, многие другие. Какая роскошь – широко шагает Никита Сергеевич!

Иногда "Утомленные солцем 2" напоминают "Титаник", иногда "Спасти рядового Райана" и "Унесенные ветром", сам бегущий куда-то закопченный Михалков сильно похож на знаменитого Сергея Закариадзе в фильме "Отец солдата". Оторванные ноги, вывалившиеся внутренности, кровь рекой, сплошные взрывы и выстрелы – за всем этим теряются люди. В новых "Утомленных" до кучи сброшено все – нахальная сладкоежка-пчела, долго сидящая на одном месте бабочка, голова Сталина в торте, описавшийся пионервожатый в лагере, Надя, обнажающая грудь по последней просьбе умирающего защитника Родины. Есть даже привычно танцующие и поющие цыгане, которых расстреливают немцы. Несмотря на трагизм сцены, невозможно удержаться от пассажа – сюда бы, к цыганам, присоединить летающего по картине мохнатого шмеля да переодеть самого Михалкова в белоснежный костюм (не забыть и шикарную белую шляпу). Тогда бы цыгане, узрев в Никите Сергеевича до боли знакомого по "Жестокому романсу" Сергея Сергеевича Паратова, грянули бы: "К нам приехал, к нам приехал..." – и это было бы куда естественнее.

Но Михалкову не до игры в Паратова. Он серьезен, суров, взрывает мост и церковь, топит корабли, поднимает в воздух самолеты и бросает в бой танки. Как далеко ушел Никита Сергеевич от "Неоконченной пьесы для механического пианино", "Рабы любви", "Родни" и других своих ранних замечательных фильмов.

Но не время предаваться воспоминаниям. Режиссер уверен, что до него так о войне никто не говорил. Путин на съемках, премьера в Кремле, "Утомленные 2" шагают по экранам постсоветского пространства. А сам мэтр монтирует следующую часть – "Цитадель", то ли "Утомленные солнцем 3", то ли вторую часть вторых "Утомленных".

Впереди Канны, где покажут михалковскую военную сагу. Когда-то в Каннах первые "Утомленные" проиграли "Криминальному чтиву" К. Тарантино. Это было закономерно, хоть Никита Сергеевич и обиделся. Если теперь продолжение получит что-то заметное в Каннах, будет весьма странно: ведь слоган, придуманный создателями картины, – "великое кино о великой войне" – можно воспринимать исключительно как неудачную шутку или потешное самолюбование. Хотя у нас известно как: сам себя не назовешь великим – известно в чем всю жизнь ходить будешь.