УТОМЛЕННЫЕ МИХАЛКОВЫМ 2

kino.oboz.ua
22.04.2010
Анастасия Лях

22 апреля в широком украинском прокате стартовал нашумевший фильм Никиты Михалкова (впрочем, как и все работы скандального режиссера) "Утомленные солнцем 2. Предстояние". Говорить о картине можно много и долго, поскольку она вызывает массу, даже лавину негодования, возмущения, полнейшего разочарования и даже чувства стыда за ее создателей. Но чтобы сказанное не вылилось в бесконечный поток нецензурщины, лучше ограничиться лишь самым важным и не растекаться негативной мыслью по древу.

Вообще для многих зрителей разочарование от просмотра не будет столь сокрушающим, поскольку вряд ли они ожидали от этого проекта хоть малую часть тех впечатлений и эмоций, которые вызвал первый фильм, вышедший на экраны в 1994 году. Снимать продолжение спустя шестнадцать лет, да и вообще традиция делать сиквелы или же римейки никогда не была прерогативой советского, да и постсоветского кино. Но сегодня российский кинематограф отчаянно и поспешно пытается ступать по проторенной Голливудом тропе, наследуя, к сожалению, далеко не лучшие его стороны и напрочь забывая о традициях своего самобытного киноискусства. Так, Бекмамбетов дорвался до "Иронии судьбы", а кинокомпания "Леополис" анонсировала римейк "Служебного романа". Но если в этих случаях радует хотя бы тот факт, что это не сам Рязанов выжил из ума и приложил руку к этому позорищу, то в ситуации с "Утомленными солнцем" Никита Сергеевич сами-с пожелали, так что винить больше некого.

Сразу стоит отметить, что второй фильм абсолютно ничем, кроме имен главных героев и периодическими вставками кадров из первой картины, не напоминает оригинал. Это кардинально разные ленты, и сюжетно, и стилистически. "Утомленные солнцем 2" – это стандартная военная драма, с присущем Михалкову чрезмерным пафосом, зачастую вызывающем чуть ли не рвотные рефлексы, и неоправданными режиссерскими амбициями. Сам собою напрашивается вопрос: раз Никите Сергеевичу так уж захотелось снять что-то масштабное и эпохальное о войне, ну, почему нельзя было поставить просто военный фильм, без каких-либо привязок, с теми же спецэффектами и колоссальным для российского кино бюджетом в 33 миллиона? Ведь для удачного проката вполне бы хватило хорошего пиара и фраз вроде "новый фильм великого Никиты Михалкова" и "самый дорогой проект в истории российского кино". Но нет, этого было мало. Захотелось поживиться былыми заслугами и выехать за счет всем известного бренда, упоминание которого, конечно же, не могло не вызвать в зрителе интереса или же хотя бы элементарной ностальгической реакции.

Одна только задумка этого сиквела – идея уже бредовая настолько, что конечный результат не имеет по сути никакого значения, и итоги и оценки очевидны задолго до просмотра. Все мы прекрасно помним, чем заканчивается первый фильм: Арсентьев (Меньшиков) увозит Котова (Михалкова) на расстрел, затем мы видим кадр, в котором Митя лежит в ванной, полной крови, со вскрытыми венами, а после, более того, дается документальная справка, что комдив Котов был-таки расстрелян в таком-то году, его жена Маруся умерла в лагерях, и только дочь Надя выжила и жива до сих пор. Но, как оказалось, не тут-то было. На самом деле расстрел Котову заменили тюремным заключением, Арсентьева, судя по всему, откачали, а Маруся ни в каких лагерях не погибла, да и вообще, скорее всего, там не была, поскольку чудненько спаровалась с Митей после якобы смерти мужа. Большей нелепицы трудно и придумать. К тому же Ингеборга Дапкунайте, сыгравшая Марусю в оригинальной картине, очевидно, участвовать в этой позорной бессмыслице отказалась, поэтому ее воскресший персонаж воплотила Виктория Толстоганова, а это замена добивает зрителя не меньше, чем само оживление.

Что тут скажешь, разочарование от увиденного усиливается просто-таки с каждым кадром. Обидно. Очень обидно. Ведь если не брать во внимание какие-то личностные, чисто человеческие факторы, Никита Сергеевич всегда был прекрасным актером и не менее талантливым режиссером, с этим не поспоришь. Его старые советские работы ("Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Пять вечеров") или те же "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник" – картины, безусловно, больше, чем просто хорошие, они нестандартные, они сильны эмоционально, они глубокие и пока еще лишенные тошнотворного пафоса. Но, к сожалению, амбиции и чрезмерное самомнение, ощущение себя царем, богом, не меньше, превратили Никиту Михалкова как кинематографиста в надутый, но пустеющий пузырь, что стало очевидным уже в работе 2007 года "12" и совершенно дошло до крайности в "Утомленных солнцем 2".

Чтобы прибавить своему проекту еще пущей значимости и масштабности, Михалков не поскупился на звездный актерский состав. Причем не постеснялся набрать в крошечные эпизоды, чуть ли не в массовку, гениев, ветеранов отечественного (то-есть советского и отчасти постсоветского) кино. На вторых планах мелькают как звезды старого поколения, так и все сливки современного российского кино: Валентин Гафт, Валерий Золотухин, Алексей Петренко, Сергей Маковецкий, Алексей Булдаков, Сергей Гармаш, Максим Суханов (в гриме Сталина, надо сказать, узнать его нереально), Евгений Миронов, Дмитрий Дюжев, Андрей Панин, Андрей Мерзликин, Евгений Стычкин, Мария Шукшина, Даниил Спиваковский, Артур Смольянинов. И это, поверьте, еще не все. Много героев, много историй, много деталей. С каждым появлением в кадре очередной звезды зритель невольно фокусирует на ней свое внимание, но не успевает как следует рассмотреть персонаж, как его уже убивают. Кажется, ух ты, Гармаш появился на экране, но вот раз-два – и Гармаша уже нет, и толку-то от него было... От этой рассеянности и разбазаривания возникает ощущения рванности сюжетной линии и абсолютной бесполезности существования героев.

Итак, события происходят в 1941 и 1943 годах. В кадре действия этих двух периодов чередуются попеременно: то перед нами начало войны и мрачные будни Котова на полях сражения, то на экране 43-й и грозные попытки Арсентьева отыскать избежавшего смерти комдива и завершить незаконченное дело. Интересно, что за весь фильм главные герои так ни разу и не сталкиваются и даже не появляются вместе в одном кадре. Но, разумеется, столкновение ждет зрителя в "Утомленных солнцем 3", которые должны выйти в прокат в ноябре, а это еще как минимум три часа потерянного времени.

Несколько слов хочется сказать о Наде. Ну, во-первых, невероятно смешно наблюдать эту грудастую 23-летнюю барышню, коей является Надя Михалкова, в роли пионерки Нади Котовой, которой максимум должно быть лет 12 (события первого фильма происходят в 1936-м, там дочке комдива лет 6-7). Ну, да Бог с ним, не будем придираться к цифрам. Гораздо хуже то, что в шестилетнем возрасте Надя играла куда лучше, чем теперь. Так что неудивительно, что, кроме отца, ее никто в кино не снимает. Но заменить Дапкунайте – дело одно, а собственную дочь – совсем другое. Более того, Никита Сергеевич решил не скромничать и задействовал в картине почти что всю семью: и сына Артема, и старшую дочь Анну (она появится в третьей части эпопеи).

Центральное место в "Утомленных солнцем 2", в отличие от первого фильма, помимо любви между дочерью и отцом, занимает вера. И ничего отрицательного в том, конечно же, нет, если бы зрителя не пичкали этим в каждом кадре и в каждой сцене. Как известно, в последние годы Никита Михалков заметно ударился в религию, и это, естественно, отразилось на его "творчестве". Причем тема веры звучит не на уровне подтекста, не через намеки, знаки, завуалированные символы, а бьет, как говорится, в лоб, слишком навязчиво, бесцеремонно, грубо (сцена с крещением на мине, после чего мина выносит Надю к берегу, так как та уже крещенная, а значит, Бог ей помогает, взрыв парохода с людьми, которые не захотели подобрать тонущую Надю, а значит, Бог их наказал, икона, уцелевшая после того, как на церковь упала бомба, и многое другое).

Теперь все-таки пора, наверное, сказать о фильме что-то хорошее. Но этот абзац будет явно немногословным. Безусловно, достойна похвал операторская работа Владислава Опельянца ("Богиня: Как я полюбила", "Статский советник", "12"). Есть также интересные постановочные решения сцен, оригинальные, сильные эмоционально режиссерские находки (например, кадр с усиливающимся тиканьем часов на трупах солдат). Из актерской работы хочется выделить игру Миронова и Маковецкого. Вот на этом, пожалуй, все достоинства и закончились.

И напоследок. Фильм "Утомленные солнцем 2. Предстояние", как известно, включен в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, который пройдет уже в мае. Оригинальная картина 1994 года, помимо того, что была удостоена "Оскара", получила две поощрительные награды в Каннах, в том числе "Большой приз жюри". Не хочется делать прогнозы, но вторая попытка Михалкова увезти в Россию "Золотую пальмовую ветвь" вряд ли увенчается успехом, более того, и на какие-либо поощрения Никите Сергеевичу не стоит рассчитывать...

Смотрите все! Цените лучшее!