"ЖЕНА КЕРОСИНЩИКА"

Журнал "Советский экран" №7
Ольга Ненашева

1953 год. В небольшой провинциальный городок прибывает следователь. Ему предстоит вести довольно запутанное дело: присланная анонимка обвиняет во взяточничестве самого председателя горсовета Удальцова...

Такова завязка фильма Александра Кайдановского "Жена керосинщика", съемки которого завершились в творческом объединении "Круг" на "Мосфильме". Жанр этой ленты можно определить, как психологический детектив, правда, с существенным дополнением: автор ставил целью не только исследовать психологию конкретных, придуманных им персонажей, но и попытаться вникнуть в суть губительной для человеческой души сталинской эпохи, трагически распорядившейся судьбами героев. Стержнем замысла становится конфликт, выявляющий духовную и нравственную атмосферу тех памятных лет.

"...Восстал Каин на Авеля, брата своего..." – гласит ветхозаветное предание о первом гонимом праведнике, с которого начинается долгая череда невинно пострадавших сынов человеческих. Отзвуки его отчетливо слышатся и в истории взаимоотношений братьев Удальцовых – керосинщика и городского головы. Правда, Кайдановский выдвигает собственную версию знакомого нам мифа: добро и зло в мире его фильма не противостоят друг другу, но сосуществуют нераздельно. Потому и два брата Удальцова – по сути, единый образ-перевертыш, святой и грешник в одном лице... Лице молодого актера Театра имени Ермоловой Александра Балуева.

— Оба моих героя – люди, безусловно, разные, – говорит он. – Поначалу даже кажется, что они материализуют в себе два нравственных полюса – порядочность и подлость, чувство вины и безнаказанность, совестливость и вседозволенность. Но их объединяет главное – они живут в одно изуродованное время, когда невозможны были нормальные человеческие отношения, полноценная жизнь. И порядочный, совестливый человек неосознанно становится преступником. А, поняв это, отстраняется от реальной жизни, предпочитая больше ни во что не вмешиваться. И Удальцовы, и другие персонажи ленты – люди, чьи судьбы, умы и души искорежены, опустошены жестокой машиной сталинского самовластия.

Съемки проходили в Калининграде и в маленьком городке неподалеку от него – Гвардейске. Художники Т. Тэжик и В. Зенков вместе с оператором А.Родионовым стремились создать образ полуразрушенного города-пепелища... Серо-болотная "пыльная" гамма как будто размытых красок оттеняет забитость, стертость душ человеческих. Атмосфера тех "душных" лет, не допускавшая света, любви и веры, обрела здесь зримые очертания.

Картина Александра Кайдановского еще станет предметом обсуждения зрителей и критики. Убеждена: мнения будут весьма разноречивы. Но примечательно, что первый свой авторский фильм – ему принадлежит сценарий и режиссура – А. Кайданоский посвятил теме, болевой для нашего общества сегодня.

В фильме снимались также В. Паукште, А. Мясоедова, С. Векслер.