ОСКАР-95

memorial-nic.org
05.1995
В.В. Иофе

Присуждение в США "Оскара" российскому фильму "Утомленные солнцем" с сюжетом из истории политических репрессий в СССР может только удивить тех, кому довелось быть жертвами этих репрессий. Сорок лет апологеты коммунизма во всем мире твердили о том, что в коммунистическом терроре повинен один лишь Сталин (Мао, Берут, Готвальд, Ракоши, Чаушеску, Ходжа, Кастро...) лично, а без Сталина (Ким Ир Сена, Живкова, Тито, Цеденбала... лично) это был бы лучший в мире строй, и наконец Н. Михалков убедил в этом Американскую академию киноискусства. Конечно, революционная элита (из командармов и комиссаров), соблазнившая и вобравшая в себя государственников старого режима, вправе обижаться – они помогли Сталину построить тоталитарное номенклатурное государство, а тот оказался удивительно неблагодарным и стал вырывать свои жертвы из их рядов. Можно посочувствовать бедным начальникам СССР. Но при этом стоит помнить, что в стране жили и другие люди (счетом на миллионы), жизни которых были разрушены или уничтожены при содействии и соучастии советского высшего общества, которое так дорого и близко создателям этого фильма, разрушены под гимны, которые им тогда слагали: "и Ленин великий нам/им путь озарил". Впрочем, и в те годы находилась передовая мировая общественность, которая рукоплескала этим гимнам и этим начальникам.

Если говорить о замысле фильма, то он выражает сложившуюся в последнее время тенденцию возврата к официальной государственной идеологии КПСС, сформулированной на ХХ съезде в 1956 году: осудить "ежовщину", то-есть расстрелы, в соответствии с оперативным приказом наркома НКВД №00447 от 30 июля 1937 года (и рядом сопутствующих), "ежовщину" посчитать актом преступным, а все остальные политические репрессии рассматривать как отдельные ошибки, а не как порок системы. К сожалению, мысль о том, что Сталин и террор – это закономерный плод коммунистического и "державного" образа мысли, приходится доказывать и сегодня, через 40 лет после этого съезда.

Сейчас в России опять идет процесс слияния новой (постсоветской) и старой (коммунистической) элит. Пожертвовать Сталиным и осудить эксцессы (в первую очередь, в отношении номенклатурной знати), чтобы утвердить полицейскую государственность, – основа их взаимопонимания. Процесс восстановления государственной идеологии в рамках державно-коммунистической доктрины можно наблюдать сейчас практически повсюду: создаются партии, издаются книги, пишутся диссертации, снимаются фильмы. Эти люди уже нашли общий язык и взаимопонимание, и поэтому, имея в виду наше ближайшее будущее, самым зловещим образом "Утомленных солнцем" следует признать фотографию в руках обреченного героя – парный портрет И. Сталина и Н. Михалкова (лично).