АПОФЕОЗ ВОЙНЫ

ruskline.ru
25.06.2010
Наталья Кириллова

Главным событием в отечественном киноискусстве последнего времени стал фильм Никиты Михалкова " Утомленные солнцем 2: Предстояние", премьера которого была приурочена к 65-летию Великой Победы.

Картина сразу же вызвала ожесточенные споры и дискуссии как в среде профессионалов, так и в зрительской аудитории. Что ж, это и понятно: пожалуй, не было в нашем кинематографе фильма о войне такого масштаба, такой философской глубины и столь неоднозначной трактовки событий и образов. Впрочем, попробуем разобраться и в концепции этого очень непростого фильма, и в нравственно-философской позиции самого художника.

ЭПОС ИЛИ ДРАМА?

По жанру это не совсем обычный для творчества Никиты Михалкова фильм. Если ранний Михалков тяготел к трагикомедии с элементами мелодрамы, где преобладала стилистика "ретро" (достаточно вспомнить такие его фильмы, как "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" и др.), то "Предстояние" резко отличается не только от перечисленных выше картин, но и от фильмов "Сибирский цирюльник" и "Утомленные солнцем 1". Здесь абсолютно иной киноязык, новое ощущение времени – прошлого и настоящего, новая манера актерской игры, особый психологизм и многое другое. Но главное в "Предстоянии" – соединение жанров эпоса, драмы и притчи, а это убеждает, что перед нами – нравственно-философский фильм, заставляющий задуматься не только о войне и мире, но и о сущности человеческого бытия, о цене жизни и смерти.

Фильм смотреть эмоционально трудно, он жесток, натуралистичен, в отличие от предыдущих работ режиссера, с их ностальгическим флером, но все это оправдано как с точки зрения содержания (ведь речь в "Предстоянии" идет о начале и первых месяцах Великой Отечественной войны), так и с точки зрения идейно-художественного смысла – как в аду войны сохранить в себе Человека, как не погубить собственную душу.

В фильме (Никита Михалков – один из соавторов сценария) сознательно ослаблен сюжет, действие распадается на ряд эпизодов – своеобразных притч, в каждом из которых – своя "сверхзадача" и свои герои. Впрочем, главные герои те же, что в "Утомленных солнцем 1": бывший комдив, затем зэк, наконец, рядовой штрафбата Котов, полковник НКВД Арсентьев (основная сюжетная линия картины несколько нарочита: герою Меньшикова Сталин дает поручение – найти генерала Котова), Надя Арсентьева (дочь Котова), ее мать...

Основные эпизоды притчи, на которых строится "Предстояние" ("Переправа", "Пионерлагерь", "Красный Крест", "Крещение на мине", "Кремлевские курсанты", "Немцы в деревне", "Чудо в храме", "Смертный час"), несут в себе глубокий религиозно-философский смысл, понять который способны, увы, немногие зрители, поскольку большая часть их под напором западной и нашей отечественной кинохалтуры, к сожалению, разучилась думать.

В этом плане новый фильм Никиты Михалкова втягивая зрителей в страшный водоворот первых месяцев Великой Отечественной, пытается вывести их из благодушно-аморфного существования, заставляя страдать и переживать вместе с героями.

СТРАХ И ВЕРА

Одна из важнейших тем фильма "Предстояние" – это тема страха и одновременно его преодоления. Она проходит через все эпизоды, сны и воспоминания. Даже начало фильма символично: Котову снится страшный сон, где он "Сталина мордой в торт", и просыпается на нарах с криком и в слезах... Страх в стране перед вождем, перед НКВД, друг перед другом, общая атмосфера подозрительности – не новая тема для нашего кино. Однако для сценариста и режиссера Михалкова – это не самоцель. Для него важнее другое: как человек преодолевает чувство страха, к примеру, перед военной мощью фашистского нашествия, как в этом преодолении проявляется сила человеческого духа.

Об этом, в частности, один из главных эпизодов – "Переправа", завершившаяся подрывом моста, – сцена, великолепно снятая оператором Владиславом Опельянцем. Неслучайно многие критики отметили эпизод переправы как грандиозное народно-батальное полотно, в котором, в отличие от массовок других блокбастеров, у толпы на крайне малом отрезке экранного времени – живое лицо. Сгусток разнообразных народных характеров, проявлений верности и трусости, геройства и глупости, лихости, неподготовленности и несломленности. Трагическая многонаселенная картина ужаса войны, который перенес, но, главное, преодолел наш народ, наши деды и отцы. Этот эпизод потрясает не только уровнем страшной правды, но и масштабами народного горя, отчаяния, всеобщей беды.

А эпизод гибели санитарной баржи, расстрелянной и потопленной немецкими "асами"?.. Помню реакцию зрительного зала, буквально взорвавшегося аплодисментами, когда раненый солдат с кривой ухмылкой ("нате вам!") стреляет из ракетницы прямо в голый зад немца, решившего поиздеваться над "русскими свиньями" (этот кадр звучит сегодня как никогда актуально).

Страх и его преодоление – это еще не все, силу духа рождает Вера. В фильме самой сильной в этом плане сценой-притчей является чудо спасения Нади Котовой (Надежда Михалков) и ее последующее крещение на мине священником отцом Александром, произнесшим свою предсмертную молитву: "Господи, сделай так, чтобы моя воля не перебила твою..." (как убедителен в этой крошечной роли Сергей Гармаш!).

Сегодня, когда мы все устали от лжи и подлости, цинизма и несправедливости, так хочется верить в Высшую правду и Высшую справедливость. Психологизм фильма "Предстояние" связан с потрясающей игрой в совсем небольших ролях таких актеров, как Александр Адабашьян, Валентин Гафт, Алексей Петренко, Александр Голубев, Валерий Золотухин, Евгений Миронов, Александр Пашутин, Дмитрий Дюжев , Сергей Маковецкий и др.

Особое место в "Предстоянии" занимает эпизод с немцем-языком, спрятавшимся в русском храме. Именно здесь главный герой наконец-то найдет подтверждение того, что его дочь жива, а немец окончательно уверует в Господа Бога. Мать перед его уходом на фронт надела ему на шею образок, и вот он вместе с русским солдатом чудом спасся от бомбы, разорвавшейся в храме только после того, как они отсюда, как очумелые, вылетели. Почти комически звучит следующая сцена "братания"... Это один из немногих "светлых" эпизодов фильма, снятый на фоне бесконечно синего неба, огромного в золоте ржи поля, как символов реальной жизни, свободной от слез, крови и страданий... Еще одной светлой линией фильма является внутренняя связь Котовых – отца и дочери, которая, невзирая ни на что, не пошла по пути "иудиного греха", – связь, проявляющаяся у них в одних и тех же счастливых воспоминаниях.

ВОЙНА ЖЕ СОВСЕМ НЕ ФЕЙЕРВЕРК...

В отличие от многих других фильмов о войне, в "Предстоянии" практически отсутствуют сцены прямого столкновения наших солдат с фашистами. Может быть, именно поэтому так запоминается один из самых трагических эпизодов – бой штрафбата и кремлевских курсантов с немецкими танками. За несколько минут этой сцены режиссер дает представление о том, что такое война на самом деле. Страх и ужас перед боем заставил татарина-штрафбатника, сына убитого муллы и татарина курсанта, молиться Аллаху, а русские мальчишки-курсанты в новеньких, с иголочки шинелях, с новенькими винтовками и молиться-то не умеют, разве что фотографиям близких. После короткого боя все двести сорок курсантов и практически весь штрафбат со своими саперными лопатами погибли: на поле остались только мертвые раздавленные, изувеченные тела, которые засыпает снег, и тикающие часы погибших. Жуткий апофеоз войны...

Великолепно снят и эпизод "Немцы в деревне" – своеобразная притча о поражении духа, о цене покорности и цене сопротивления. Чудом спасшаяся Надя Котова приходит в деревню, где, однако, никто из крестьян не открывает ей дверь, как никто не выглянул из окна, когда немцы, отобрав у цыган лошадь, расстреляли всю цыганскую семью; только одна местная женщина, сама жертва фашистских насильников (прекрасная роль Натальи Сурковой), спасает дочь комдива, топором расправившись с захватчиками. И вновь эпизод бьет не в бровь, а в глаз: он не только о жестокости оккупантов, но и о нас сегодняшних – о нашем равнодушии и попустительстве, аморфности и покорности злу, о бесцельности и бездуховности нашего существования.

Финальный эпизод "Предстояния" вызвал у многих зрителей шок, даже отторжение: последняя, предсмертная просьба умирающего танкиста, еще нецелованного парня, обращенная к сестричке милосердия, Наде Котовой, – показать ему напоследок девичью грудь... Исполнение этой мольбы девушкой юной и чистой воспринимается не как бесстыдство, а как подвиг сострадания.

ПОСТСКРИПТУМ

Фильм "Предстояние" уже два месяца идет по стране, вызывая бурные отзывы и эмоции. Главное – равнодушных нет. В мае Никите Михалкову стоя аплодировали зрители Международного Каннского кинофестиваля. И дело не в том, получил фильм приз или нет, а в том, что Россия в Каннах была представлена достойно. Да, это наше кино, это наша история, наши беды и проблемы, сконцентрированные в произведении великого режиссера современности.

Фильм закончен, но эпопея еще не завершена. Впереди – "Цитадель", последняя битва героев за Родину, за отчий дом, за идеалы добра и справедливости; впереди героев ждут новые нравственные испытания, требующие силы духа и веры. Как сложатся в дальнейшем судьбы Котова и Арсентьева, будет ли продолжена их "гражданская война", кто победит в этом поединке, – мы пока не знаем. Очень хочется, чтобы "Цитадель" наконец-то поставила все точки над "i" в спорах между сторонниками и противниками Никиты Михалков. Хочется, чтобы главный герой победил, одержал нравственную победу, подобно самому режиссеру, который с честью выдержал не только мощную атаку своих оппонентов, но и мастерски срежиссированную известными рейдерами травлю с целью захвата Союза кинематографистов.

Итак, ждем завершающую часть трилогии – картину "Цитадель"...