ВОЙНА НИКИТЫ МИХАЛКОВА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Газета "Культура" №15
22.04.2010
Дарья Борисова

... Именно война – главная героиня "Предстояния", причем та ее сторона, которая меньше всего подходит понятиям "юбилей", "дата", "Великая Победа" и т.д. Неразбериха 1941-го, напрасные жертвы, предательство своих своими, грязь, кровь. Все это создатели фильма словно тычут в нос официальной истории – а вот мы что раскопали, не хотите ли рассмотреть? Фильм делался долго, и за это время появилось достаточно картин о всяческих изнанках Великой Отечественной (да и историческая наука, художественная литература не стоят на месте), и потому "правда" "Предстояния" не стала откровением, сенсацией. Желание авторов выдать на-гора как можно больше плодов своей кропотливой работы с архивами, документами погубило фильм – он тонет, как перегруженный корабль.

Известно, что сценарий "Утомленных солнцем 2" рождался в муках, и кто только не приложил к нему руку. Давний соавтор Михалкова Рустам Ибрагимбеков от продолжения резонно отказался – воскресение умерших в финале героев казалось (и кажется!) трюком, нелепым в рассказе о таких серьезных вещах. В итоге комдива Котова и энкавэдэшника Митю с того света вернули Александр Новотоцкий-Власов, Владимир Моисеенко, Глеб Панфилов и сам Никита Михалков (таков сейчас список авторов сценария). Общими усилиями они свели на нет всю сложность образов, парадоксальность отношений героев первых "Утомленных". Теперь все примитивно, как в пошлом житейском анекдоте.

Поверив в то, что мужа больше нет, Маруся выходит замуж за Митю. Надя, соответственно, становится его падчерицей, но, не в пример легкомысленной матери, не желает забывать отца и брать фамилию отчима. На место Ингеборги Дапкунайте заступила Виктория Толстоганова, и, казалось бы, ничто не мешало подобрать на роль пионерки-подростка Нади исполнительницу соответствующего возраста. Но нет, в роли дочери Котова по-прежнему Надежда Михалкова – рослая взрослая девушка с крашеными волосами. Детское обаяние и непосредственность, которые она демонстрировала в "Утомленных" 1994 года, увы, не переросли в актерский талант. Натужно, вымученно существует она в кадре, и ни одной человеческой интонации не проскакивает в ее речи. Правду сказать, и эпизоды ей достались такие, что любая профессионалка растеряется. Например, ее героиня чудом спасается с разбомбленного судна и долго дрейфует в открытом море, схватившись за мину. Вместе с ней – умирающий от ран священник отец Александр (в исполнении Сергея Гармаша), который тут же, на мине, совершает обряд крещения, надевает новообращенной на шею свой крестик и навсегда погружается в холодные воды. Миновав штабеля всплывших трупов (точь-в-точь как в "Титанике"!), Надя достигает берега, целует мину-спасительницу и отталкивает ее в море, повторяя рефреном: "Прощай, мина! Мина, прощай!" Почему-то вспомнилась в этот момент бедняга Нина Заречная, которая билась с неудобоваримым текстом про львов, орлов и куропаток.

На долю Олега Меньшикова, актера-виртуоза, досталась куцая, плоская партия среднестатистического чекиста. Он совершенно серьезно выговаривает жене: "Если бы не я, ни тебя, ни твоей дочери не было бы в живых!", запугивает пионервожатых в Надином лагере, снова идет по следу Котова. И это все, что осталось от талантливого, искрящегося Митяя, в котором, конечно, сошлись гений и злодейство, – но и то, и другое было высшей пробы. Теперь они с женой Марусей – нормальная номенклатурная семья. А Надя и ее отец, бывший комдив Котов, – они другие. Они в огне не горят и в воде не тонут (в буквальном смысле), потому что их дело правое и без таких, как они, не выстоит Россия. Мифические герои. Богатыри, не мы. Кстати, Котова в "Предстоянии" не так много, как можно было ожидать. Сброшенный с верхушки жизненного успеха, он доходит до самого дна, корешится с лагерными урками и терпеливо роет окопы в штрафбате. Он наблюдает, он впитывает самую черную, посконную жизнь. Он бесконечно терпит и будто готовится к какому-то реваншу (таковой, судя по анонсу, случится-таки в заключительном фильме "Утомленные солнцем 3: Цитадель", который выйдет на экраны осенью). Крупные планы Котова-Михалкова плакатны, но есть в них жуткая достоверность: кто еще так сыграет человека, затаившего обиду и верящего в то, что его правда восторжествует?

После просмотра не было ни гнева, ни злорадства, и даже раздражение от полуторачасового предстояния в очередях на холодном ветру рассеялось. Было очень грустно от того, что чуда не случилось, робкая надежда на которое, ей-Богу, теплилась. Ведь вряд ли найдется кто-то, кто кинет камень в огород Михалкова-режиссера, автора "Неоконченной пьесы для механического пианино", "Пяти вечеров", "Рабы любви". "Сибирский цирюльник" уже сигнализировал о кризисе, о преобладании амбиций общественного деятеля над амбициями творца. "12" вызвал споры, но тем не менее был достойным поводом для дискуссий. На "Предстоянии" же кардиограмма адекватного творчества Михалкова просто обрывается. Годы труда и миллионы долларов ушли на создание несуразного монстра, скроенного вкривь и вкось (фрагменты не равны друг другу ни по качеству, ни по длине, чувство темпоритма отказало режиссеру). Претензии на проповедь, на новый эпос о Великой Отечественной не спасают "Предстояние" от многих свидетельств элементарного непрофессионализма, и остается только гадать, какие механизмы привели фильм в основной конкурс Каннского фестиваля. 22 апреля фильм выходит в российский прокат, и любопытно, как его примет публика, особенно молодая. На премьере в ГКД прием был довольно сдержанный, долгих оваций "великое кино" не вызвало.