ВОЙНА, КОТОРОЙ НЕТ

Газета "Вечерний Петербург"
26.04.2010
Инга Бергман

1941 год. Восставший из ада сталинских лагерей комдив Котов (Никита Михалков) в первые дни войны оказывается в штрафбате: урки любовно называют его батей, он смотрит на них снисходительно и в трудную минуту приходит на помощь; в остальное время кипятит в окопе чай, предается воспоминаниям о дочке Наде либо полирует ногти на правой руке – на левой у него перчатка с выдвигающимися лезвиями, как у Росомахи из "Людей Х".

Митя (Олег Меньшиков), недорезавший вены в конце первых "УС", стал полковником Арсентьевым, женился на "вдове" Котова Марусе (Виктория Толстоганова), которая тоже не умерла, а просто сменила фамилию; и удочерил Надю (Надежда Михалкова), которая не желает забыть папу, дуется на маму и вообще ведет себя вызывающе.

1943 год. Сталин (Максим Суханов) узнает, что Котов жив, вызывает к себе Арсентьева и приказывает найти и обезвредить. Арсентьев идет по следу Котова, Котов идет по следу Нади, которая стала санитаркой; а вообще в стране идет война.

Ругать фильм Михалкова начали еще до того, как завершился монтажный период. Премьерный показ в Кремле с участием первых лиц и со спецвыпусками журнала о фильме вызывал недоверие даже у приглашенных. Задолго до премьеры на "великом фильме о великой войне" нагрелись предприимчивые блоггеры, на которых Михалков якобы подавал в суд, а потом выяснилось, что не подавал. После премьеры многие уважаемые критики впали в экстатическое состояние: судя по откликам, Михалков – упырь, а фильм смотреть нельзя, если хочешь сохранить рассудок. В очередной раз ему припоминают и православное кликушество, и барство, и близость к власти, и Союз кинематографистов, и папу с гимном. Вообще в Михалкове раздражает все – от усов до рекламного слогана "УС2". Бюджет 55 млн. долларов, который называют самым крупным в истории российского кино, усиливает раздражение. Даже французская "Liberation" отозвалась крайне нелестно как о фильме (отобранном в основную программу Каннского фестиваля), так и о самом Никите Сергеевиче. Претензии все те же – непомерное эго, несоразмерное с результатом. Проще говоря – совсем обнаглел: так много себе позволяет, а кино плохое снял. Все страшно хотят, чтобы НС срочно пришел в себя, перестал нести высокопарную чушь, вырезал себя в роли российского царя из фильма "Сибирский цирюльник", поссорился с Путиным, извинился перед Германом и Рязановым и перемонтировал бы "УС2" так, чтобы он стал похож на ранние шедевры Пазолини.

Никто не требует от Жириновского, чтобы он стал доктором Рошалем. Никто не ждет, что Волга перестанет впадать в Каспийское море. Почему все ждут от Михалкова невозможного? Михалков "позволяет" себе уже много лет, а хорошее (относительно) кино снял в последний раз очень давно.

Разумнее всего ведут себя зрители. Пока интеллигенция борется против Михалкова печатным словом, зрители делают то же самое рублем: премьерные показы "УС2" проходят при пустых залах, а первые цифры говорят о том, что, похоже, великий фильм о великой войне провалится в прокате. Зрителям безразлична вся эта возня "интеллигенция vs Михалков", которая продолжается бесконечно; им просто скучно. И если против интеллигенции у НС есть сильные аргументы вроде "собаки лают – караван идет" и "я снимаю для народа", дающие возможность чувствовать себя непонятым победителем, то против "народа" (который он сильно уважает на словах) – никаких аргументов нету. Все.

"Утомленные солнцем 2" – детское кино, наивное. Оно о том, что война – это страшно, что немцы были хорошие и плохие, что русский народ выживет, только если уверует; а Сталин был чудовищем, и так далее. Эти "оригинальные" идеи никак не могут собрать в одно целое фильм, распадающийся на вполне самостоятельные эпизоды, мало связанные между собой. То и дело что-то горит и взрывается – ну, хоть сразу видно, куда ушли 55 млн. Главный герой Котов на экране присутствует мало; он тут такой абсолютный герой, вроде Супер- или Спайдермена – в отличие от "оппонента" Мити, окончательно перешедшего на сторону тьмы.

Здесь вообще нет полутонов, просто совсем – как в детских страшилках или комиксах. Здесь нет просто высказываний – только программные. Вкус НС изменял и раньше. От человека, которому не стыдно было на полном серьезе дрожать губой на фразе "русский офицер бывшим не бывает", надо быть готовым принять уже практически все. И в "УС2" это все, так сказать, включено. Здесь есть безногий священник (Сергей Гармаш), который крестит котовскую дочку прямо на мине в открытом море, после чего атакующий их вражеский самолет взрывается, а девочка дрейфует на мине до ближайшего берега (спустя две минуты на этой же мине подрывается теплоход с бюстами Сталина и капризной обкомовской женой). Есть Маруся, которая в исполнении артистки Толстогановой превратилась в нелепую дуру, непонятно какое отношение имеющую к героине первого фильма. Есть артист Гафт, выходящий в крохотной роли Еврея, отбывающего срок в одном с Котовым лагере. Есть бомба, попавшая в церковь и пощадившая иконы, – православный пафос НС здесь силен как нигде, при этом имеет странный мистический привкус. Есть сардонические монологи про Сталина. Есть еще, правда, великий артист Маковецкий в роли тронутого офицера СМЕРШа, который, судя по всему, может работать в любых обстоятельствах и не ударить в грязь лицом.

Все (за исключением Маковецкого и эпизода с кремлевскими курсантами, брошенными в качестве пушечного мяса умирать вместе со штрафбатовцами) – выхолощенное, высокотехничное, продуманное, просчитанное – неживое. Популярные артисты играют плохо – фальшивят почти все; что касается Надежды Михалковой, то она просто ужасна. На этом фоне просто смешно тыкать режиссера носом в исторические ляпы – о какой достоверности может идти речь, когда на экране лица Дюжева и Мерзликина? Никого почти не жалко, не с кем отождествиться, некому посочувствовать. НС хотел снять этот фильм, чтобы "пробудить к жизни национальный иммунитет". Сжечь, так сказать, своим кинематографическим глаголом сердца людей – в особенности тех, кто не знает о войне практически ничего. Боюсь, посмотрев "УС2", они так ничего и не узнают. Если, конечно, "интеллигенция", устроившая событие из этого средней руки фильма, не объяснит, как оно все было на самом деле.