УТОМЛЕННЫЕ КРОВЬЮ

116vecherov.ru
19.04.2010
Мария Гердлер

"Война – жесточе нету слова", – писал в свое время Александр Твардовский. И Никита Михалков в "Утомленных солнцем 2" не пожалел сцен ужаса, чтобы это показать и доказать.

Оторванные руки, окровавленные ноги, выпущенные наружу кишки, половинчатые тела... Война как человеческая мясорубка, воронка, заглатывающая в основном невинных людей.

В 1994 году на экраны вышел ставший уже легендой фильм "Утомленные солнцем". Он тут же собрал всевозможные награды: государственная премия РФ, "Оскар" как лучший иностранный фильм и Гран-при 47-го Каннского кинофестиваля.

Однако это была лишь первая часть военной истории о комдиве Котове. Спустя 16 лет появляется продолжение под названием "Предстояние".

"Предстояние" описывает события, произошедшие с Котовым в первые два года войны. По официальным документам он был расстрелян, но чудом выжил. Его отправили на войну обычным рядовым бойцом штрафного батальона. Выжить ему помогала вера в свою страну, в Бога и вера его дочери Нади в то, что отец жив...

В 1943 году Арсентьев получает личное приказание Сталина разыскать Котова. В ходе расследования Арсентьев узнает от прифронтового офицера "СМЕРШа", что Котов находится перед страшной немецкой цитаделью, где, по словам "смершевца", царит настоящий ад. Правда, об этих приключениях зрители узнают только осенью в третьей части "Утомленных солнцем" – "Цитадели".

Михалков уже давно доказал, что ко всему подходит с почти царской величественностью. Весь процесс производства фильма, от замысла до завершения, занял у его создателей восемь лет. Многолетние труды на экране уместили в три часа. В чем фундаментальность, спросите вы? Прежде всего это касается актерского состава. Трудно вспомнить другой пример фильма, где была бы собрана столь великолепная команда профессионалов. Начнем с того, что роль Котова исполняет сам Михалков. Ну, и куда ж Михалков без Олега Меньшикова? В этом фильме он играет Арсентьева. Не позабыл режиссер и о своих родственниках: в главной роли – дочь Надежда, более скромная роль одного из умирающих курсантов досталась сыну Артему. Семейная получилась картина.

Фильм не для слабонервных. Несмотря на то, что ограничений по возрасту на него нет, я бы не рекомендовала его для детского просмотра. Женщины охали, закрывали глаза руками, вжимались в грудь пришедших с ними мужчин и плакали... Мужчины тоже как-то притихли, даже на часы не смотрели... Но из зала не ушел никто. Наверное, показатель.

Снято по-михалковски, мастерски. Отличные ракурсы, необычные кадры, качественно выстроенная композиция. Некоторые сцены до сих пор перед глазами, словно застыли в виде каких-то старых, военных лет фотографий. Продумано все до мелочей: взгляд героя, поворот головы, движение кисти и даже ресниц... Работой операторов не восхититься не получается.

Сцены массового убийства изображены так, что смотреть – тяжело, но не смотреть – невозможно. По сравнению с этим Бондарчук в "9 роте" показывал не войну, а какие-то легкие и незатейливые приключения солдат в горах.

Несмотря на то, что в "Предстоянии" есть некая сюжетная линия, она словно стирается, меркнет в эпизодах с постоянным кровопролитием и отступает на второй план. История одной семьи – лишь повод рассказать и показать миллионы историй других семей, пострадавших от войны. Раздавленный танком курсант, девушка, изнасилованная тремя немцами на глазах у всей деревни, маленькая цыганка, сожженная в избе с другими жителями села, священник с оторванными ногами. Беда, коснувшаяся каждого...

Каждую минуту в фильме кого-то взрывают, пристреливают, режут, сжигают и топят, все герои как-то равнозначно несчастны, поэтому даже выделить некого. В итоге жалеешь всех, кроме, пожалуй, самой Надежды и ее отца Котова, которые как-то подозрительно удачливы и выживают даже тогда, когда гибнут все остальные. Наденька дважды становится причиной смерти нескольких десятков человек, причем не немцев, а своих же. И все как-то у нее случайно, и вроде она и не виновата, и улыбается даже как-то приятно, да только окружающие почему-то мрут как мухи.

Фильм тяжелый, а осознание того, что все это происходило на самом деле, и вовсе делает его непосильной ношей. "Фильм – это попытка рассказать о Великой Отечественной войне с неистовым желанием именно разбудить и возбудить национальный иммунитет к жизни и умению радоваться ей именно сейчас, в настоящем, а не никому неизвестном "потом"", – замечает Михалков. И ему это удалось. Выйти из кинозала, оставив позади увиденные события военных лет, было действительно счастьем.

И после каждой сцены, насквозь пропитанной кровью, измазанной нечеловеческими страданиями, после каждого извращенного убийства, после кадров с сотнями трупов хочется говорить спасибо тем, кто спас нашу страну от фашистов. Хочется говорить спасибо фронтовикам. Каждую минуту. И надеяться при этом, что такая война больше никогда не повторится.