"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2": ТРИ ЧАСА УЖАСА И СЛЕЗ

Газета "Новая неделя" №17
23.04.2010
Лидия Белоусова

Последнюю неделю одной из самых обсуждаемых тем стала премьера фильма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2: Предстояние". И это несмотря на то, что картина вышла в прокат только вчера. Удивительно, но об этом фильме спорят даже те, кто его не видел.

ФИЛЬМ-ТРАГЕДИЯ

Я пришла на "Утомленные солнцем 2" без негативного настроя, не отягощенная информацией о съемках и личном отношении к автору. Конечно, в памяти была глубокая оскароносная первая часть теперь уже, видимо, трилогии "Утомленные солнцем". "Предстояние" по сравнению с ней отличается некоторой поверхностностью. Глубина и развитие характеров, действительно, ушли на второй план. Фильм создает общее впечатление трагедии, связанной с войной.

На протяжении трех часов я испытывала ощущение страха, ужаса, безысходности и где-то даже отвращения. Казалось, что Михалков постарался концентрированно включить в фильм все те ужасы, которые мы с детства слышали о войне. В моей памяти из подросткового периода, а советские фильмы о войне я начала смотреть лет с 12-ти, навсегда остались немцы, сжигающие жителей всей деревни в одном большом доме, изнасилованные женщины, убитые дети... Сидящие в моей голове кровавые "штампы" о войне, пожалуй, кроме блокады Ленинграда, практически все попали в этот фильм.

ЯЗЫК "КРОВИ И МЯСА"?

Критики обвинили "Утомленные солнцем 2: Предстояние" в неправдоподобии и документальных нестыковках, хотя Никита Михалков рассказывал, что его команда много времени провела в архивах, мало кому доступных. Что "СМЕРШа" в 1941-м еще не существовало и штрафбаты появились только в 1942-м. Что лагерь с политзаключенными и уголовниками не могли бомбить на третий день войны, так как он должен располагаться где-то в районе Колымы.

Михалкова ругают за то, что воскресил всех героев из первой части, что переусердствовал с темой православия и организовал чтение намаза в окопах. Что увлекся символикой и натуралистическими съемками. В фильме действительно много крови. Много человеческих изуродованных тел, в муках умирающих людей. Режиссера обвинили в том, что он говорит с молодым поколением, а именно ему в первую очередь адресован фильм, на языке "крови и мяса". Но ведь речь идет о войне. Автор не прикрывал человеческие кишки и оторванные руки. И это его право. Право так близко видеть войну.

Я ДОВЕРЯЮ ДЕДУШКЕ...

Даже самые злобствующие критики не могли не отметить один из самых ярких эпизодов фильма: бой безоружного штрафбата и цвета нации – кремлевских курсантов – с немецкими танками и вооруженной до зубов пехотой. Почти все отметили гениальную игру Евгения Миронова и Сергея Маковецкого. А к работе Алексея Гармаша отнеслись настороженно только потому, что он сыграл священника, который совершил обряд крещения главной героини. И мина, за которую держались в этот момент герои, не убедила зрителей, и их чудесное спасение. А для меня секунды расстрела немецким летчиком оставшихся на плаву людей и то, как отец Александр (Гармаш) читал псалом 90-й, как он его произносил, – самый запоминающийся момент фильма. Знаете, когда мурашки по коже.

Я вспомнила моего дедушку по папиной линии, который почти всю войну провел на передовой, неверующего, но отказавшегося разрушать сельский храм, когда это с гиканьем делала большая часть его родной Екатериновки. Две военных зимы он ни разу не спал в помещении, служил в разведке и дошел до Берлина. Так вот он рассказывал, как молились "неверующие" христиане и мусульмане, предчувствуя, что это последний для них бой. Как пытались запомнить слова хоть какой-нибудь молитвы.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, МОЖНО ПРОСТО ЖИТЬ...

Я увидела в этом кино то, что хотела увидеть. Разглядела символы, близкие для меня. Глаза цыганской девочки, чьи волосы похожи на волосы моей дочери. Отпечаталась в голове другая малышка, в спинку которой попадает пуля в тот момент, когда мать держит ее на руках. Трехсекундный кадр. И Михалков в роли Котова, вспоминающий на протяжении всего фильма о своей дочери. Как они вдвоем плывут на лодке, и он целует ее в щеку: "Как с тобой спокойно!" А она смеется, что папа колючий.

Совсем как в моей семье – та же любовь отца и дочери, те же слова, те же объятия. Только все то, что мы сегодня воспринимаем как данность и не очень-то бережем, само по себе возводится в невероятное счастье. Только потому, что можно жить вместе, что можно не бояться, что можно так чудовищно не страдать.

Я вышла из кинотеатра заплаканная и обновленная. Да, вроде бы не узнала ничего нового, да, много раз закрывала глаза во время натуралистичных сцен. Но нашла в этой истории то, что нужно именно мне, нужно именно в этот период жизни. И за это я благодарна фильму "Утомленные солнцем 2".