"УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2" – ЧЕГО ЖДАЛИ И ЧЕГО НЕ ДОЖДАЛИСЬ

sami-nn.ru
05.05.2010
Марина Замятина

"Утомленные солнцем 2" наконец-то вышел. Как и любого продолжения эпохальных лент, его ждали с нетерпением. То, что российские "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова в далеком уже 1994 году стали событием Каннского кинофестиваля одновременно с американским "Криминальным чтивом" никому дотоле не известного, а теперь легендарного Квентина Тарантино – уже стало достоянием истории мирового кино. Тогда в Каннах высадился колоритный "десант" из России, в составе которого были и нижегородцы, принимавшие участие в работе над фильмом, снимавшемся и на нижегородской земле.

Прозвучавшая на весь киномир фестивальная премьера "Утомленных солнцем", а также "Оскар", которым удостоила ленту Американская киноакадемия, стали одними из первых заметных в международном масштабе успехов постсоветского российского кино. И хотя система нашего кинопроката в начале девяностых оказалась близка к разрушению, а многие кинотеатры обретали "вторую жизнь" в качестве торговых площадок, фильм Никиты Михалкова дошел до массового зрителя и нашел у него отклик. Теперь, спустя 16 лет после премьеры первых "Утомленных солнцем", герои знаменитой ленты возвращаются на российский экран – уже в блеске "продвинутых" технологий двадцать первого века, нашедших применение и на стадии производства этого фильма, и в процессе кинопоказа. Я смотрела картину в одном из залов нижегородского кинотеатра "Синема-парк".

Три часа экранного времени действие совершает стремительные броски из сорок первого года в сорок третий и обратно, чтобы проиллюстрировать важные моменты в биографиях главных героев – репрессированного комдива Котова, ставшего штрафником (Никита Михалков), его изрядно подросшей дочери (Надежда Михалкова), его жены (уже не Ингеборга Дапкунайте, а Виктория Толстоганова), и его облеченного тайной властью недруга – "хамелеона" Мити, дослужившегося до полковника (Олег Меньшиков). Всех этих персонажей объединяет эмоциональное поле общей памяти, сгенерированное в первой ленте – они много не знают, но всегда друг о друге помнят. Собственно, эта память (или памятливость) главных героев и является тем нехитрым драматургическим "клеем", который призван скреплять в единый сюжет разрозненные эпизоды ленты, каждый из которых рассказывает какую-то отдельную историю. Из кусочков складывается авторская картинка причудливой мозаики первых страшных дней и месяцев войны – во всем ее хаосе, жестокости, глупости, героизме и "смехе сквозь слезы".

Собственно, война как таковая и становится настоящим главным героем "Предстояния", и это, надо полагать, осознанный выбор режиссера, неоднократно рассуждавшего в своих интервью о "большом стиле", которому нельзя позволить быть окончательно утраченным в отечественном кино.

"Большой стиль" – это фильмы Сергея Бондарчука ("Война и мир", "Они сражались за Родину", "Красные колокола", "Ватерлоо"), Юрия Озерова ("Освобождение", "Солдаты свободы"), Александра Столпера ("Живые и мертвые"), Сергея Герасимова ("Тихий Дон"). Эпический размах, масштабные батальные сцены, многотысячные массовки, горы реквизита... Только те из современных кинозрителей, кто не знает этих фильмов канувшей в лету советской эпохи, может признать черты истинно "большого стиля" в "Предстоянии". Ведь "попурри" из множества различных мест действия – это еще не "эпичность", а пара-тройка массовых сцен – увы, еще не "батальный размах". Впрочем, как пелось в одной знаменитой рок-опере: "Но за попытку – спасибо". Отсутствие масштабности в показе военных событий компенсируется в "Утомленных солнцем 2" пристальным вниманием авторов ленты к деталям. Это могут быть детали экипировки (любители военной истории и "реконструкций" это непременно оценят) или крупные планы актеров и предметов, когда происходит завораживающе-подробная демонстрация пористой текстуры человеческой кожи или устройства винтовки, лежащей на запорошенном снегом бруствере окопа...

Есть в картине проработанная фактура вещного мира. Есть интересно задуманные и высокотехнологично реализованные моменты. Есть сцены, которые действительно эмоционально трогают. И есть очень колоритные эпизодические роли, исполнители которых Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин, Дмитрий Дюжев, Андрей Панин, Игорь Петренко, наша бывшая землячка Наталья Суркова, Артур Смольянинов, Валентин Гафт, Максим Суханов за минимум отведенного им экранного времени создают запоминающиеся актерские работы.

"Утомленные солнцем 2" – картина, которой ждали, однако лента оставляет ощущение некой "недореализованности", недосказанности. Быть может, это впечатление связано и с незавершенностью общего проекта, ведь в конце года на экран должен выйти третий – и пока последний – кинофильм цикла "Утомленные солнцем" "Цитадель". Как говорится, продолжение следует...