УТОМЛЕНИЕ ФАЛЬШЬЮ

Газета "Свободные новости плюс"
16.05.2010
Анна Крученых

Месяц мой самый любимый – май. Краски, если не зарядили дожди, такие яркие, все лето впереди. Да и праздник, единственный содержательный праздник из доставшихся нам от советских времен, не замутненный никакой идеологией – светлый, чистый, омытый слезами горя и радости, – День Победы.

Понятно, что коснулся он каждого из нас, война прошлась танковыми гусеницами по судьбам всех без исключения семей. Поэтому каждый здравомыслящий человек понимает его значимость.

Накануне Дня Победы в мой тесный двор, заставленный машинами, явились, снаряженные кистями и красками, работницы ЖЭСа и стали рисовать на асфальте желтые прямоугольники с отметками стоянки для инвалидов. На мой недоуменный вопрос по этому поводу они бойко отвечали, что домоуправление, готовясь к 65-летию Великой Победы, для участников ВОВ, как они выразились, организовывает парковочные места. Теперь остается напрячься и вспомнить, есть ли у нас в доме водители-долгожители, которые в свои по меньшей мере 85 лет испытывали бы проблемы с парковкой? А год назад, к 64-й годовщине Победы, они, похоже, еще не заслужили такой высокой чести?

Помимо парковочных мест, юбилейных медалей и возможности бесплатно аж целую неделю пользоваться общественным транспортом на ветеранов и на всех нас обрушился подарок совсем неожиданный – вышел в широкий прокат художественный фильм, анонсируемый как "великий фильм о великой войне". При этом настойчиво отмечалось, что "снят он великим режиссером за великие деньги и с участием великих актеров".

Речь идет о новом фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем 2".

Большинство фильмов этого режиссера я очень люблю. Сколько бы раз мне ни приходилось натыкаться на телетрансляции "Нескольких дней из жизни Обломова", "Пяти вечеров", "Урги", "Родни", наконец, "Утомленных солнцем", столько раз я не могла оторваться от экрана и досматривала эти ленты до конца. При этом категорическое неприятие у меня вызвали его "Очи черные", "Сибирский цирюльник", отчасти "Двенадцать". Три этих совершенно разных фильма объединяет одно – неприкрытое стремление режиссера пробиться в конкурсный показ какого-нибудь престижного международного кинофестиваля и получить приз. Очевидно, что сняты они с учетом этого намерения. Стремление отметиться в Каннах было так велико, что одно из самых утонченно-изысканных произведений русской литературы "Дама с собачкой" А. Чехова было опошлено и превращено в невыразительные "Очи черные". Даже Марчелло Мастроянни не смог спасти ситуацию.

Почему-то в последнее время Михалкова тянет снимать эпические кинополотна, хотя мне представляется, что его дарование больше предназначено для создания фильмов, которые сейчас принято называть артхаусным кино. Впрочем, Никите Сергеевичу виднее...

Новый фильм "Утомленные солнцем 2. Предстояние" вызвал у меня поначалу недоумение, затем раздражил и даже возмутил. Досмотрев фильм почти до половины, я с удивлением поняла, что в нем нет разумного, добротного сценария. Картина распадается на отдельные полные избыточного натурализма клипы, лишенные жизненной правды. Следует заметить, при этом снято все очень качественно – поражают спецэффекты, компьютерная графика! Но вот объяснил бы мне кто-нибудь, каким образом сотрудник НКВД, которого играет Олег Меньшиков, покончивший собой в "Утомленных солнцем", в новом фильме воскресает и даже становится полковником. И с помощью какой машины времени девочка, которой в 1937 году было 6-7 лет, вдруг в 41-м превращается в 17-18-летнюю девушку? Я не военный историк, но позволю себе усомниться в том, что в октябре-ноябре 1941 года в окопах, на ближайших подступах к Москве, мог оказаться полк, в функции которого входила охрана Кремля. Зная о трепетном отношении советских вождей к своей безопасности, никогда этому не поверю. Не поверю я и в то, что этот полк был укомплектован сплошь юношами с исключительно одухотворенными лицами, словно попавшими на службу в армию из аудиторий Литературного института! Убеждена, что в этот полк зачисляли, руководствуясь иными критериями. Сцена гибели мальчиков из Кремлевского полка – одна из самых пронзительных и драматичных в фильме. А если вдуматься, то понимаешь, что все это очень на сказку похоже!

Не нужно быть эрудитом, чтобы насторожиться, когда в фильме в битве за Москву участвуют штрафные батальоны. Даже добросовестные старшеклассники знают, что штрафбаты в Красной армии появились не раньше лета 1942 года. Связь времен у авторов картины распадается прямо на глазах.

Отдельные удачные эпизоды никак не становятся убедительными аргументами в полемике Михалкова с кинороманом Спилберга "Спасти рядового Райана". Из-за надуманности, внутренней фальши это кино даже в далеком приближении не может быть поставлено в один ряд с таким чистым и искренним фильмом, как "Баллада о солдате" Григория Чухрая. На мой взгляд, это вообще лучший фильм о войне. И покорял он зрителя не ужасающими кадрами оторванных конечностей и обожженных лиц, а абсолютной психологической достоверностью и правдивостью.

Я не против эпических полотен о второй мировой войне. Но, увы, надуманность коллизий на большом экране при всем наборе современных технических средств слишком заметна. Поверхностный сценарий с массой фактографических ошибок погубил "грандиозный" замысел режиссера. Через час после просмотра понимаешь, что тебя здесь ничего не "зацепило". Все ужасы войны с сожженными заживо мирными жителями, бессмысленной гибелью молодых, полных сил красивых юношей – все это мы уже видели. А вот ощутить новые грани этого сотворенного людьми кошмара режиссер Никита Михалков нам не дал возможности.

Восемь лет снималось это кино, названы впечатляющие суммы, потраченные на его создание, призывно звучит определение "великий" в слогане о фильме, придуманное прокатчиками и не смутившее режиссера. А залы между тем полупустые...