УТОМЛЯЮЩАЯ СУБЛИМАЦИЯ

pravkniga.ru
04.05.2010
Павел Сурков

В "Утомленных солнцем 2" Никита Михалков продемонстрировал свое умение переснять голливудские фильмы на российской почве

Жил да был хороший режиссер Никита Михалков. И все у него было хорошо: и дом, и семья, и образование – эрудирован режиссер Никита Михалков был изрядно, с удовольствием смотрел запрещенные и просто дефицитные фильмы. Смотрел и мечтал снять такое же, только лучше.

Сегодня, когда у Никиты Сергеевича есть все возможности (а прежде всего – государственная поддержка), он исполняет свою давнюю мечту.

Симптом сублимирования наметился в творчестве Михалкова, на самом деле, довольно давно. Определяется этот симптом весьма и весьма просто: как только режиссер обращается к популярному и высокопрактичному жанру римейка – это повод насторожиться. Михалков, напомню, нацелился на признанный шедевр, сняв собственную версию "12 разгневанных мужчин" великого Сиднея Люмета. Правда, обвинявшим Михалкова во вторичности противопоставлялся умело перелицованный сценарий, подтверждавший, что люметовский фильм – о человеческих проблемах, а Михалков, дескать, снял локальный государственный эпик, вытащив на свет Божий все проблемы современного российского общества – от толерантности до нищеты.

Но главная работа Никиты Сергеевича ждала нас впереди. "Утомленные солнцем 2", разделенные на две части (основной резон этой хитрости я поясню несколько позднее), должны были, по словам самого режиссера, стать квинтэссенцией всей его многолетней творческой деятельности. На деле же вышла работа, представляющая особый интерес для психологов. Потому что желание переделать чужие работы, а равно – желание доказать, что мог бы сделать так же, как признанные классики киножанра, только лучше – это проблема не искусствоведческая, а, скорее, психологическая.

В "Предстоянии" (так называется первая часть "Утомленных солнцем 2") собран восхитительный пазл из проверенных временем кинохитов. Не беда, что голливудские продюсеры не доверили Никите Сергеевичу съемки таких фильмов, как "Спасти рядового Райана", "Перл-Харбор", "Титаник", "Убить Билла" и "Кошмар на улице Вязов". В одних "Утомленных солнцем 2" гениальный российский режиссер вознамерился показать всему миру, что способен снять эти картины собственными силами, на российской, так сказать, почве.

Судите сами. Первое, что мы имеем в "Предстоянии", это разделение фильма на две части, якобы разные по смыслу, внутри которых хронология событий также перемешана. Ну, чем не тарантиновское кино? Правда, у Тарантино любая временная перестановка четко обусловлена сюжетом, у Михалкова же – мешанина такая, что в некоторых рецензиях даже маститые кинообозреватели, и не такое видавшие, путаются, какое из событий фильма происходит в 1941, а какое – в 1943 году. Я тактично умолчу о том, что Надю Котову, которой в начале фильма должно быть лет примерно 12, если следовать логике первой части, играет все та же Надежда Михалкова, подросшая, раздобревшая и напоминающая не столько ангелоподобного ребенка из первого фильма, сколько свою старшую сестру Анну. В нынешние времена 20-летняя акселератка в роли 12-летней пионерки смотрится не столько достоверно, сколько попросту смешно, не сказать – карикатурно.

Поговорим и о сюжете. Сюжет простой – забудьте то, что видели в первой части. Комдив Котов (сам Никита Михалков) не расстрелян в подвалах Лубянки, а отправлен в ГУЛАГ, где ему ровнехонько накануне войны таинственным образом заменяют статью "Измена Родине" на статью "Хищение в особо крупных размерах". Кто именно сделал Котову такую благость – не очень понятно, но благость эта спасла комдива от неминуемого расстрела и направила прямиком в штрафбат, кровью смывать грехи перед государством. Но Котов – воин опытный. На войне ему поможет специально сконструированная перчатка с выскакивающими из пальцев лезвиями. Какого-либо внятного объяснения наличия у Котова сего прекрасного аксессуара в фильме нет. Приходится дофантазировать самому. Полагаю, что в продолжении Котову предстоит переселиться на улицу Вязов и начать кромсать детишек под именем Фредди Крюгера.

Вскрывший себе вены дядя Митяй (Олег Меньшиков) тоже выжил и дослужился до полковника НКВД. Естественно, он решил окончательно добить Котова и взял в жены его жену Марусю (эту роль вместо Ингеборги Дапкунайте сыграла Виктория Толстоганова), а дочку Надю – удочерил. Дочка Надя дядю Митяя отцом не считает и втайне надеется, что папа все-таки выжил. Собственно, так оно и происходит – и мы будем наблюдать, как отец и дочь, захваченные водоворотом войны, будут искать друг друга и, по всей вероятности, найдут.

С одной стороны, несмотря на некоторые сознательные допущения, сюжет не так уж и плох. Куда хуже те "рюшечки", которыми оный сюжет "обшивается". А обшивается он то заимствованной из "Перл-Харбора" тренировочной атакой немцев на советский транспорт, везущий мирных граждан в эвакуацию (во время атаки немецкий летчик не находит ничего лучше, как выставить из колпака кабины свою филейную часть, в которую и получит залпом из ракетницы), то перекочевавшей из "Спасти рядового Райана" адской мясорубкой на зимнем поле (против немецких танков – штрафники да необстрелянные кремлевские курсанты), то просьбой умирающего солдата к Наде-медсестре показать грудь, поскольку "даже не целовался никогда". На фоне всей этой дикой мешанины (не забываем про переставленные хронологически части) теряются немногочисленные достоинства фильма.

Достоинства эти состоят в актерских работах. Их, по-настоящему достойных, в фильме не очень много, хотя актерский состав поражает широтой и величиной звезд – в эпизодах снялись Валентин Гафт, Алексей Петренко, Евгений Стычкин, Мария Шукшина, Александр Адабашьян, Валерий Золотухин, небольшие роли сыграли Евгений Миронов, Дмитрий Дюжев, роль Сталина исполнил замечательный Максим Суханов. По-настоящему сильных актерских работ в фильме – две: это роли Сергея Маковецкого и Сергея Гармаша. Собственно, и эпизоды с этими актерами и составляют то немногое, что действительно достойно внимания в этом фильме.

Сергей Маковецкий играет сотрудника СМЕРШа, пути которого пересекаются с Котовым на фронте. Именно герой Маковецкого пытается Котову помочь, представить его к награде и снятию судимости (Котов откажется, так как думает, что вся его родня погибла, он, словно "Белый тигр" из романа Ильи Бояшова, желает только одного – воевать). При этом впервые за долгие годы в российском кино показан не карикатурный смершевец-садист, а нормальный служака, желающий помочь боевому товарищу. Маковецкий играет эту небольшую роль удивительно искренне и проникновенно.

Сергей Гармаш играет священника, который, будучи смертельно ранен, успевает окрестить тонущую Надю. Такие случаи действительно бывали на войне – священники порой крестили людей прямо на поле битвы, спасая души тех, чьи тела спасти не удалось: смертельно раненых, больных, умирающих. Священник и Надя хватаются за проплывающую мину, герой Гармша перед смертью успевает прочитать Наде короткую проповедь, окрестить и благословить. Правда, этот короткий и очень острый эпизод оказывается начисто разрушенным последующим откровенно карикатурным диалогом Нади с миной. Мина эта затем взорвет проплывающий мимо транспорт, который не взял тонущую девочку на борт.

Так, собственно, и весь фильм: только пытаешься зацепиться за какую-то интересную идею или оригинальный образ – Михалков мастерски разрушает все впечатление то грубой цитатой, то дурацким сюжетным ходом, то – необъяснимой пошлостью съемки.

Зритель уже ответил "народному режиссеру": сборы "Утомленных солнцем 2" неуклонно падают, премьера заявленной на осень второй части "Цитадель" перенесена на 2011 год. Вот, собственно, и главная причина разделения фильма – теперь у Никиты Сергеевича есть время перемонтировать продолжение своего "главного фильма" с учетом зрительских пожеланий и мнения критиков.

Я искренне надеюсь, что и эта статья тоже поможет режиссеру Михалкову. В конце-концов, он все-таки не самый плохой режиссер. Просто – надо перестать сублимировать.