ТЕМА СИСЕК РАСКРЫТА

"Литературная газета" №17
30.04.2010
Иван Гобзев

Новый фильм Никиты Михалкова "Покажи сиськи", ой, то-есть "Утомленные солнцем 2. Предстояние", является продолжением событий, рассказанных в первой части. Трудно сказать, что продолжение это логическое – образы героев первого фильма, драматизм не вяжутся с тем, что происходит в "Предстоянии". Герои стали совсем другими – и комдив Котов, и его бывшая жена, и Митя. Изменился и жанр – теперь это эпический блокбастер.

Фильм начинается довольно неожиданно. Начинается он с титров. Вернее, неожиданно не то, что он начинается с титров, а что это за титры. В них бессчетное число раз всплывает фамилия Михалков. Вероятно, это послужило причиной бурной негативной реакции в сети, ведь обитатели интернета, наверное, самые ранимые из всех людей на свете и крайне болезненно воспринимают любые гипертрофированные проявления, будь то мания величия или что-то другое. Сразу начинает казаться, что Михалков – это наше все.

Бывший комдив Котов (Михалков) – теперь заключенный. Во время атаки немецкой авиации на лагерь ему удается сбежать. Побег его завершается штрафбатом. Котова не сломили ужасные события, связанные с арестом – он по-прежнему силен духом и не намерен сдаваться. То, что он жив, само по себе удивительно, 58-я статья об измене родине, за которую его должны были расстрелять, таинственным образом сменилась 129-й – статьей о краже. Котов становится рядовым солдатом и активным участником боевых действий.

Сталин (Суханов) вызывает к себе Митю (Меньшиков), уже полковника НКВД, и поручает ему разыскать комдива Котова, чтобы передать ему загадочную папку, запертую на висячий замок. Митя пускается на поиски, которые не увенчаются успехом – но лишь потому, что фильм не заканчивается и продолжение следует: "Утомленные солнцем-3. Цитадель". Картина не является самостоятельным завершенным произведением с завязкой и кульминацией – она как бы промежуточное звено между первой и третьей частями.

Трехчасовое действие скрашивается обилием замечательных актеров. Игра Маковецкого, Меньшикова, Миронова, Панина, Суханова и ряда других заслуживает внимания сама по себе, как бы вне фильма. В этом неотъемлемая заслуга Михалкова как режиссера – умение заставить актеров в полную силу реализовать свой потенциал на съемочной площадке. Другая способность Михалкова – устроить удивительный финал, который часто перечеркивает все, что было сделано до этого. В конце фильма есть глубоко драматический эпизод с умирающим солдатом, которому Надя (Михалкова), медсестра на фронте, пытается помочь. Он серьезно ранен и чувствует, что не выживет. И в этот самый момент, момент откровения, он, как это часто бывает с людьми перед смертью, задумывается о самом главном, о том, что не успел и что не сделал. Поэтому он говорит медсестре: "Покажи сиськи". Он проникновенно упрашивает ее, слабым голосом он умоляет ее показать ему сиськи. И она, добрый и отзывчивый человек, конечно, показывает ему то, чего он так хотел перед лицом вечности. Не совсем, правда, понятно, успел ли он увидеть или нет, потому что Надя раздевалась очень долго и, возможно, он умер раньше. Эти пронзительные кадры оказываются своеобразной кульминацией, драматическим итогом трехчасового эпического полотна. Поэтому, по моему скромному мнению, фильм Никиты Михалкова следовало бы назвать "Утомленные солнцем 2. Покажи сиськи".