КИНО, УТОМЛЕННОЕ ПРЕДСТОЯНИЕМ

svobodanews.ru
18.04.2010
Ведущий: Дмитрий Волчек

...

ВОЛЧЕК: Начнем разговор с сегодняшней премьеры. Новый фильм Михалкова только что посмотрела Марина Тимашева. Марина, добрый вечер. Я вчера читал довольно насмешливую рецензию на эту картину в газете "Коммерсантъ". Очень любопытно, какие у Вас впечатления от фильма и от стилистики его премьерного показа. Знаю, что попасть в Кремль зрителям было непросто, а начало сеанса задержали.

ТИМАШЕВА: Да, люди приехали к Кремлю к трем часам дня, чтобы узнать, что фильм начнется в пять часов вечера, многих об этом не предупредили. У Кутафьей башни выстроилась очередь, которую где-то через полчаса стояния погнали кругами через Александровский сад, и народ шутил: "Наверное, нас ведут на экскурсию в Грановитую палату". Люди, одетые по-рабочему, чувствовали себя нормально, а бомонду трудно было позавидовать, потому что вынутые из автомобилей дамы в маленьких платьях и на метровых каблуках мерзли и очень страдали. Говорят, что Никита Сергеевич Михалков на съемках старался создать условия, максимально приближенные к фронтовым. Зрителей он пощадил, но очереди в магазинах времен Леонида Ильича Брежнева вспоминались.

Попав вовнутрь, в Кремлевский дворец съездов, можно было расслабиться: в фойе на одном этаже одетый в военную форму баянист играл "Катюшу", немолодая женщина исполняла частушки военных лет, а на следующем этаже выстроили сцену-эстраду в форме ракушки, на которой расположился военный оркестр, а на импровизированной площадке танцевали вальсы и фокстроты молодые пары, одетые в исторические костюмы. На них с нежностью смотрели ветераны войны, которых пригласили на просмотр. И, конечно, пригласили московскую знать, нет смысла перечислять имена, так много их было.

По всем фойе развесили мониторы, и два часа перед премьерой на них показывали фрагменты съемок и интервью Никиты Сергеевича. Вроде бы Кремлевский дворец переоборудовали специально для премьеры "Предстояния" (так называется вторая часть фильма), установили 30-метровый экран, но если бы не предупредили, журналисты, загнанные на последние ряды балконов, ничего бы не заметили.

Нужно напомнить, что фильм "Утомленные солнцем" был снят в 1994 году и награжден "Оскаром" как лучший в номинации "Иностранный фильм". Новая картина уже приглашена на Каннский фестиваль. Действие первой части происходило в 1936 году, его герои, как тогда казалось, погибли. Но, как принято в современном кино, потом выяснилось, что все живы. И комдиву Котову суждена новая встреча с энкавэдешником Митей (теперь он уже полковник). Сюжет "Предстояния" более или менее известен. Никита Михалков еще в 2003 году представлял сценарий на фестивале "Окно в Европу" в Выборге.

Перед началом премьерного просмотра на сцену вышел Михалков, на него было направлено два луча света и он отбрасывал две тени. Начал он с пушкинской цитаты "Товарищ, верь" и продолжил, что товарищами мы становимся в годину бедствий, а надо бы ими оставаться всегда. Дальше он сказал, что картину показывают, не дожидаясь праздников, потому что она заканчивается 41-м годом и в ней показано, через что должны пройти люди, чтобы победить. Поэтому неслучайно, говорил он, так долго жила в народе фраза "лишь бы не было войны".

На самом деле, действие фильма происходит в 1943 году, Митя (Олег Меньшиков) идет по следу Котова (Никита Михалков), которого ему поручено найти. И узнает от смершевца (Сергей Маковецкий), что происходило с комдивом в 1941-м. То-есть, избран ретроспективный ход, но становится это ясно минут через двадцать после начала фильма. История комдива, как она представлена в "Предстояниии", – просто фантастическая: что бы ни случилось, нашему герою все нипочем. В воде он не тонет, в огне не горит, настоящий былинный богатырь.

Эффектов великое множество, все есть, что положено – масштабные батальные сцены, сцены мирной жизни и сцены жизни политической. Много сентиментального, но есть и смешные диалоги. Однако первое впечатление, что сценарий написан разными людьми, одни эпизоды написаны кем-то разумным, другие – нет. Актеры как будто действовали по собственному хотению, поэтому в пределах одной сцены одни играют по психологии, другие – как в водевиле, а третьи – как в фарсе.

Лично для меня фильм начался через полтора часа после его реального начала, в ту минуту, когда на экране появился Евгений Миронов. И пока его герой не погиб, я всему верила. Весь довольно большой эпизод сражения штрафбата и курсантов сделан сильно, и этот "фильм в фильме" дорогого стоит.

Никита Сергеевич Михалков ссылался на картину "Спасти рядового Райана", он говорил, что это патриотический фильм и что он хотел ответить Стивену Спилбергу своей новой работой. Но там по сюжету государство отправляет своих солдат спасать рядового, а все, что происходит с героями в фильме Михалкова, происходит вопреки воле государства, скорее, благодаря Божьей воле.

ВОЛЧЕК: Марина, понятно, что все, что происходит в отечестве, можно объяснить какими-то обстоятельствами, к искусству и кино не имеющими отношения. Но фильм Михалкова попал в каннский конкурс. Претендентов на каннские награды отбирает не Владимир Путин, не Борис Грызлов, а Тьерри Фремо, и отбор этот очень жесткий. Часто фильмы знаменитейших режиссеров в каннский конкурс не попадают, если они не устраивают отборщиков. Будь Вы на месте Тьерри Фремо, Вы бы взяли "Утомленных солнцем" в конкурс? Я приму и очень лаконичный ответ – да или нет?

ТИМАШЕВА: "Если бы директором была я", взяла бы за фамилию Никиты Михалкова, потому что он очень известен за рубежом, и взяла бы за несколько эпизодических ролей или ролей, сыгранных актерами в этом фильме, потому что актеры действительно превосходны. Если бы я не была директором, нет, я не приняла бы этот фильм в конкурс.

...